В новом выпуске «Научного вестника» вновь представлена рубрика «лица НЦМУ». О своем пути в науку, об учителях и коллегах, о времени и о значении гуманитарного знания рассказывает член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией древнерусской культуры ШАГИ ИОН РАНХиГС Федор Борисович Успенский.
Тема «НЦМУ "Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала"»
Два новых выпуска программы «Научный вестник» рассказывают об итоговой за 2022 год междисциплинарной научной конференции «Исследования человеческого потенциала в глобальной повестке», проходившей с 11 по 13 декабря в городе Сочи в рамках программы НЦМУ «Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала». Ученые-исследователи рассказали о своей работе над проектами НЦМУ в 2022 году, поделились с коллегами своим мнением, обсудили планы на следующий год.
НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» опубликовал восемнадцатый выпуск научного дайджеста. В нем представлен феномен инсайта как ключевой момент в ходе решения мыслительной задачи.
В мире в ходе борьбы с пандемией COVID-19 было совершено немало ошибок, вызванных применением мер, эффективность которых не была достаточно доказанной, полагают эксперты. Например, это дезинфекция улиц, чрезмерно жесткая изоляция людей всех возрастов и требование о ношении перчаток. Кроме того, число погибших увеличила недоступность вакцин в бедных странах. При этом исследования показывают, что риск тяжелого течения и госпитализации у людей, вакцинированных «Спутником V», оказался примерно в 5 раз ниже, чем у невакцинированных. Об этом эксперты говорили на семинаре в Вышке.
НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» опубликовал специальный выпуск научного дайджеста. В нем представлены результаты количественного анализа креативного класса России – лиц, занятых в профессиях, связанных с творческой и интеллектуальной деятельностью, выполненного сотрудниками Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
Сегодня достаточно активно начинает развиваться нейромаркетинг — подход к изучению поведения покупателей и воздействию на него с помощью нейрофизиологических исследований. Благодаря изучению деятельности мозга стало возможным не только считывать эмоции и реакции человека, но и анализировать поведение потребителей. При каких условиях человек готов приобрести тот или иной товар? По какой цене? Возможно ли предсказать поведение покупателя в магазине, основываясь на данных его мозговой активности?
17 декабря 2022 года при участии НЦМУ «Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала» состоялась стратегическая сессия «Концептуальные подходы к критериям гармонично развитой и социально ответственной личности (ГРСОЛ) в России». Одной из важнейших задач сессии стала разработка концепта гармонично развитой и социально ответственной личности и определение её критериев.
НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» опубликовал семнадцатый выпуск научного дайджеста. В нем представлены перспективы органического земледелия в России на фоне мировых трендов эко-развития, обозначенные сотрудниками Института общественных наук РАНХиГС.
Два года назад пандемия COVID-19 нарушила привычный для многих порядок повседневной жизни, вторглась в сложившиеся рутины, распределение ролей в семье и социальные отношения в более широком окружении. В этих условиях интернет и цифровые устройства сформировали альтернативную реальность, в которой протекала значительная часть повседневной жизни многих людей. Вынужденная цифровизация зачастую оборачивалась стрессом из-за стирания границ между работой и свободным временем, нехватки личного общения или продолжительного экранного времени. Многие, казалось, ждали возвращения к привычным оффлайн практикам – походам в кино вместо просмотра фильмов через цифровые платформы, покупкам в обычных супермаркетах вместо заказа продуктов и одежды в Интернете.
Сегодня все мы живём в эпоху, когда система образования проходит этап слияния с общемировым информационным пространством. Новые знания распространяются быстро и мгновенно становятся доступны читателю, что значительно облегчает процесс обучения и сокращает время на поиски информации. И именно сегодня возникает вопрос: что нужно изменить школам, чтобы подстроиться под ритм современности? Стоит ли полностью пересмотреть подход к традиционному обучению? И есть ли тенденция к изменению роли учителя в современной системе образования? Как обучать учителей, чтобы новые практики появлялись на уроках?