Пришло ли время полностью пересмотреть подход к традиционному обучению?
Чтобы ответить на эти и другие вопросы, учёные Научного центра мирового уровня «Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала» (НЦМУ ЦМИЧП) НИУ ВШЭ провели исследование, посвящённое выявлению наиболее эффективных методов обучения и методического сопровождения преподавателей. В рамках проекта «Разработка программы профессионального развития и методического сопровождения педагогических работников в области развития универсальных компетентностей» был подготовлен учебно-тематический план программы повышения квалификации педагогических работников, включающий методическое сопровождение как один из компонентов. Разработанная программа реализуется в ходе выполнения этапов научного проекта «Механизмы и факторы формирования ключевых навыков и компетенций».
Для того, чтобы узнать больше о методиках обучения педагогов и их эффективности, мы поговорили с одним из авторов исследования, Александрой Михайловой. «Мы исследовали разные модели обучения самих учителей. Ведь сегодня роль педагога меняется - процесс обучения может быть центрирован не на учителе, а именно на ученике. И учителя сами постоянно учатся чему-то новому, стараются сделать учебную программу более полезной и эффективной».
Александра Михайлова
Сегодня традиционное обучение, направленное на пассивное усвоение фиксированного предметного содержания, постепенно отходит на второй план. На первый план выходят навыки XXI века - универсальные компетенции, также известные как “4К”: критическое мышление, креативность, кооперация и коммуникация. Именно эти компетенции лежат в основе учебных программ стран с самыми перспективными системами образования, они же становятся как никогда актуальными на рынке труда. Однако в России внимание этим компетенциям в школах только начинает уделяться, но уже сегодня есть понимание, что развивать их необходимо, тем более в советской педагогике есть большой пласт схожих наработок. И для того, чтобы этого добиться, необходимо ввести урок нового типа, нацеленный на формирование универсальных компетентностей у учеников.
Проведение таких уроков требует значительной подготовки со стороны преподавателя. Для этого необходима профессиональная переподготовка учителей. Урок должен включать в себя не только пассивное усвоение новой информации или исключительно индивидуальную отработку, но и опыт взаимодействия со средой, с социумом; ученикам необходимо время для самостоятельного открытия новых знаний, управления и регулирования собственным поведением, тщательного планирования деятельности. «Привычное нам фронтальное обучение – когда учитель самостоятельно зачитывает большой теоретический материал на целую аудиторию – обязательно должно дополняться практикой. Сегодня очевидно, что посредством одного лишь фронтального формата передаются далеко не все знания. Всё чаще встречается концепция «learning by doing» – модель обучения, в рамках которой ученики получают новые знания, через самостоятельное проведения исследования, эксперимента, получая «личное открытие». И новый вариант построения урока – то, чему учителей необходимо научить», – комментирует Александра Михайлова.
Однако всё же нельзя утверждать, что фронтальное обучение больше не подходит как формат. Старую концепцию нельзя полностью заменить новой. Для получения максимальной эффективности от обучения все подходы нужно сочетать между собой. Кроме того, чем больше форм обучения удастся сочетать во время урока, тем большему количеству учеников материал будет понятнее. Сегодня и для учеников, и для учителей ключевую роль в обучении играет практика, ведь именно она – самый наглядный способ изучения материала. Такие формы взаимодействия учителей в школе, как «профессиональные обучающие сообщества» (professional learning communities), «исследование действием» (action research), «исследование урока» (lesson study) помогают развивать универсальные компетентности на уроке.
Так, например, «профессиональные обучающие сообщества», фокусируется на развитии культуры кооперации между учителями. Это целенаправленное построение сообщества, внутри которого могут как проводиться педагогические исследования, так и создаваться новые методические материалы, распространяться лучшие практики преподавания среди учителей. Так, в профессиональных обучающих сообществах преподаватели несут общую ответственность за качество обучения, разделяют общие ценности, поддерживают друг друга, способствуют индивидуальному и коллективному профессиональному развитию. Безусловно, создание такого сообщества важно для повышения эффективности и качества образования, ведь учителя могут делиться новыми идеями и обмениваться практикой друг с другом. «Кооперация между учителями очень важна не только для взаимной поддержки и обмена опытом. Она позволяет найти единомышленников, делиться друг с другом практикой преподавания и вместе внедрять инновационные подходы к подаче материала», - поясняет Александра Михайлова.
В другом формате, «Исследовании действием», учитель занимает одновременно позиции и преподавателя, и исследователя, то есть является субъектом не только своей профессиональной деятельности, но и ее наблюдения и изучения. Это цикл из четырех этапов: целеполагание, планирование серии уроков, проведение исследования, рефлексия. В процессе исследования учителя получают отклик, мнение со стороны учащихся и своей команды, позволяющее им совершенствовать свою практику. Так, участники получают возможность обсуждать и анализировать материалы вместе, «говорить на одном языке», задавать вопросы и вместе искать ответы.
Ещё один важный подход – «Исследование урока» (lesson study). Эта практика возникла в Японии как способ профессионального развития учителей и повышения образовательных результатов. За последние 20 лет «Исследование урока» широко распространилось в развитых странах и показало свою эффективность. Такой формат похож на исследование действием, но помогает учителям более подробно адаптировать уроки под потребности учеников, а также способствует профессиональному развитию как начинающих, так и опытных педагогов. В ходе «Исследовании урока» группа учителей собирает данные об обучении в процессе наблюдения за текущими уроками одного из преподавателей и совместно их анализирует. Такой метод подразумевает командную работу и совместное исследование группой учителей одного или нескольких конкретных вопросов, связанных с собственным преподаванием, способствует тому, что учителя «проживают» новую практику через непосредственное действие. Такой формат способствует внедрению универсальных компетенций на двух уровнях: на уроке, если учителя выбрали это фокусом для развития на своих занятиях, и внутри команды учителей, так как они анализируют проблему, придумывают «рабочие» и интересные уроки, учатся работать совместно для решения их педагогической задачи.
Большую роль в развитии универсальных компетентностей и повышения качества образования играет поддержка школ в форме партнерства с университетом, сопровождения и коучинга, или наставничества. Если партнёрство с университетом предполагает отбор представителей разных школ для проведения интенсивного обучения вне привычного рабочего места, что не всегда эффективно, то коучинг подразумевает собой индивидуальную работу с педагогом без отрыва от его практики. Коучинг – более гибкий, индивидуализированный формат работы с учителем, направленный на поддержку педагога в достижении его индивидуальных целей. Коуч помогает учителю анализировать свою практику, ставить профессиональные цели, отслеживать и оценивать их достижение, выстраивать профессиональные траектории. Более экономичной модификацией индивидуального сопровождения может быть поддержка школьного сообщества, а не индивидуального учителя в длительном промежутке времени, с сочетанием очного обучения группы и обсуждения конкретных уроков учителей между циклами обучений. Эту модель можно назвать динамическим обучением и сопровождением. Такая программа поддержки имеет две группы критериев успешности. Во-первых, это изменения установок и практик учителей, способствующие развитию универсальных компетентностей их учеников. Во-вторых, это продуктивная деятельность внутри сообщества учителей.
Так, любой метод, направленный на повышения эффективности образовательной программы, в идеале должен поддерживать учителя в его практике, помогать внедрять и анализировать новые приемы «здесь и сейчас», на его рабочем месте. Оптимальным решением вполне может стать модель сопровождения профессионального обучающегося сообщества на основе коллективного исследования действием. Благодаря сочетанию прямого обучения и сопровождения обучающегося сообщества учителей, программа профессионального развития позволит не только улучшить практики преподавания, но и создаст основу для их закрепления и после завершения обучения.
Андрианова Анастасия
Проект выполнен при финансовой поддержке Фонда развития прикладных исследований НИУ ВШЭ в рамках Программы создания и развития НЦМУ ЦМИЧП (при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2020-928).
Статья относится к серии материалов о проектах ФРПИ-НЦМУ 2021. Другие материалы доступны по ссылке.