3.1.2 Научный проект «Механизмы и факторы формирования ключевых навыков и компетенций»
Пащенко Тарас Валерьевич
Руководитель
Период реализации проекта
2020-2025
Связь научного проекта с тематикой человеческого потенциала
В современном образовании происходит радикальная трансформация содержания и планируемых образовательных результатов. Знания и классические навыки отходят на второй план, все большую роль играют ключевые (универсальные) компетенции, такие как критическое мышление, креативность, работа в команде, саморегуляция, самоорганизация и другие. Педагогическое сообщество демонстрирует возрастающий запрос на понятные, проверенные и обоснованные механизмы и методы работы, направленные на развитие и оценку ключевых (универсальных) компетенций – важнейших составляющих человеческого капитала
Научный проект «Механизмы и факторы формирования ключевых навыков и компетенций» делает фокус на исследовании факторов, связанных с успешным развитием ключевых (универсальных) компетенций и способов их эффективного формирования.
Цель проекта:
Выявление условий и эффективных практик формирования ключевых (универсальных) компетенций на разных уровнях образования в традиционной и цифровой среде
Задачи проекта:
- Изучение способствующих факторов и барьеров для включения учителями цифровых технологий в педагогическую практику общего, дополнительного и высшего образования
- Изучение перспективных практик формирования ключевых (универсальных) компетенций на разных уровнях образования в традиционной и цифровой среде.
- Выявление условий и механизмов развития ключевых (универсальных) компетенций обучающихся в различных типах учебных сред
- Исследование эффективности педагогических практик формирования ключевых (универсальных) компетенций и создание перечня эффективных практик их развития, которые обладают наибольшим потенциалом в части формирования и других компонентов человеческого потенциала
Ключевые результаты
2020 г.
Выявлена роль факторов различной природы в стратегиях использования учителями цифровых продуктов в образовательном процессе
Проанализированы современные мировые исследования, направленные на изучение вклада в развитие навыков и компетенций разных сегментов системы образования
2021 г.
Выделены наиболее эффективные практики преподавания, способствующие развитию универсальных компетенций: решение проблем, дискуссии, учебные проекты. Описаны наиболее применимые в международной практике методы и технологии развития универсальных компетенций, а также модели внедрения универсальных компетентностей на уровне школы, которые способствуют устойчивому внедрению фокусных компетенций: исследование действием (action research), изучение урока (lesson study) и профессиональные обучающиеся сообщества. Разработана программа профессионального развития и методического сопровождения педагогических работников в части развития универсальных компетентностей
2022 г.
На основе анализа 50 экспериментальных исследований, направленных на оценку эффективности образовательных практик для развития универсальных компетенций учащихся, выделено 7 типов интервенций по критериям длительности, условий реализации, базового материала, комплексности, а также наличия или отсутствия в рамках интервенции процесса решения проблем. Выделенные типы интервенций удалось выстроить по принципу возрастания комплексности и соответствия образовательному контексту.
Результаты анализа позволяют описать рекомендации для исследователей по проведению экспериментальных исследований, направленных на изучение формирования универсальных компетенций в образовании.
Анализ интервенций по развитию универсальных компетенций
2023 г.
На основе анализа вторичных данных, полученных в 2018 г. при проведении 15 фокус-групп со 144 учителями 6 школ Московской области, выделен ряд факторов, потенциально обуславливающих (не)использование заданий проектного характера в рамках учебной деятельности. Факторы выстроены вокруг системной модели креативности М. Чиксентмихайи, постулирующей, что оригинальная идея на уроке рождается в контексте взаимодействия трех акторов: учителя, ученика и учебного содержания. Проведенное исследование позволяет предложить рекомендации для улучшения системы внедрения инновационных заданий в учебный процесс на микроуровне того, что происходит в классе. Среди наиболее интересных для дальнейшего рассмотрения факторов можно назвать влияние школьного предмета (внутри каждого предмета нужно найти потенциально подходящие для разработки заданий проектного типа темы, проблемы и т.п.); умение учителя действовать гибко в предоставлении ученикам пространства свободы; предварительный уровень базовых умений учащихся (например, умения работать с информацией или умения взаимодействовать при групповой работе).
Факторы, потенциально обуславливающие использование заданий проектного типа на уроке
Образовательные программы
Образовательная программа магистратуры «Обучение и оценивание как наука»
Майнор «Исследователь в EdTech»
Учебный курс «Сравнительный анализ систем образования»
Онлайн курс «Универсальные компетентности и новая грамотность»
Проекты молодых ученых в рамках конкурса ФРПИ
Занятость, социальная активность и формирование ключевых навыков и компетенций, 2021
Публикации
- Пащенко Т.В., Авдеенко Н.А., Гасинец М.В. «Может ли школа научить мыслить. Практики развития креативного и критического мышления», Научный дайджест НЦМУ. Выпуск №3, 2021
- Доклад «Оценка универсальных компетенций как результатов высшего образования». Авторский коллектив: С. М. Авдеева, П. В. Гасс, Е. Ю. Карданова, Ю. Н. Корешникова, А. А. Куликова, Е. А. Орел, Т. В. Пащенко, П. С. Сорокин. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2021
- Гасинец М. В., Капуза А. В., Добрякова М. С. Агентность учителей в формировании учебного успеха школьников: роли и убеждения //Вопросы образования. – 2022. – №. 1. – С. 75-97. doi
- Семенова Т. В. и др. Выбор формата лекции в высшем фармацевтическом образовании //Вопросы образования. – 2022. – №. 2. – С. 216-233. doi
- Авдеенко Н. А. Имплементация обучения на основе проектов в школе: анализ высказываний учителей в контексте системной модели креативности //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2023. – №. 3 (175). – С. 239-258. doi
- Пащенко Т.В. (2024) Формирование критического мышления у взрослых с использованием проблемноориентированного обучения в онлайн-среде. Вопросы образования / Education Studies Moscow, № 2, сс. 226–250. doi
Конференции
XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва, Россия, 13-30 апреля 2021 г.):
- Специальный круглый стол «Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования» (19.04.2021)
Международный научный семинар «Возможности и проблемы оценки компетенций студентов в системе высшего образования: краткий обзор современного состояния исследований» из серии мероприятия в рамках Международного научного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании» (Москва, Россия, 23 сентября 2021 г.)
Симпозиум «Формирование и оценка универсальных компетентностей студентов университетов» в рамках XII Международной российской конференции исследователей высшего образования «Университеты в поисках качества: внешние оценки, внутренние цели и научно-образовательные результаты» (Москва, Россия, 14-15 октября 2021 г.)
XXIII Ясинская (Апрельская) международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва, Россия, 5-22 апреля 2022 г.):
-Специальная сессия «Универсальные компетенции как ядро человеческого потенциала: формирование и оценивание» в рамках Секции V «Экономика и социология образования» (5 апреля 2022 г.)
- Специальная сессия «Как измерить человеческий потенциал сотрудника организации: диалог науки и практики» (08/04/2022)
Серия мастер-классов «Человеческий потенциал: подходы к изучению и измерению» НИУ ВШЭ и РАНХиГС (онлайн, 28 октября – 23 декабря 2023 г.). Пащенко Т.В. Уметь или быть: компоненты человеческого потенциала как образовательные результаты (02/12/2023)