НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

3.1.2 Научный проект «Механизмы и факторы формирования ключевых навыков и компетенций»

Пащенко Тарас Валерьевич
Руководитель

Связь научного проекта с тематикой человеческого потенциала

В современном образовании происходит радикальная трансформация содержания и планируемых образовательных результатов. Знания и классические навыки отходят на второй план, все большую роль играют ключевые (универсальные) компетенции, такие как критическое мышление, креативность, работа в команде, саморегуляция, самоорганизация и другие. Педагогическое сообщество демонстрирует возрастающий запрос на понятные, проверенные и обоснованные механизмы и методы работы, направленные на развитие и оценку ключевых (универсальных) компетенций – важнейших составляющих человеческого капитала

Научный проект «Механизмы и факторы формирования ключевых навыков и компетенций» делает фокус на исследовании факторов, связанных с успешным развитием ключевых (универсальных) компетенций и способов их эффективного формирования.

Цель проекта:

Выявление условий и эффективных практик формирования ключевых (универсальных) компетенций на разных уровнях образования в традиционной и цифровой среде

Задачи проекта:

  1. Изучение способствующих факторов и барьеров для включения учителями цифровых технологий в педагогическую практику общего, дополнительного и высшего образования
  2. Изучение перспективных практик формирования ключевых (универсальных) компетенций на разных уровнях образования в традиционной и цифровой среде.
  3. Выявление условий и механизмов развития ключевых (универсальных) компетенций обучающихся в различных типах учебных сред
  4. Исследование эффективности педагогических практик формирования ключевых (универсальных) компетенций и создание перечня эффективных практик их развития, которые обладают наибольшим потенциалом в части формирования и других компонентов человеческого потенциала

Ключевые результаты

2020 г.

Выявлена роль факторов различной природы в стратегиях использования учителями цифровых продуктов в образовательном процессе

Проанализированы современные мировые исследования, направленные на изучение вклада в развитие навыков и компетенций разных сегментов системы образования

2021 г.

Выделены наиболее эффективные практики преподавания, способствующие развитию универсальных компетенций: решение проблем, дискуссии, учебные проекты. Описаны наиболее применимые в международной практике методы и технологии развития универсальных компетенций, а также модели внедрения универсальных компетентностей на уровне школы, которые способствуют устойчивому внедрению фокусных компетенций: исследование действием (action research), изучение урока (lesson study) и профессиональные обучающиеся сообщества. Разработана программа профессионального развития и методического сопровождения педагогических работников в части развития универсальных компетентностей

Публикации

  1. Пащенко Т.В., Авдеенко Н.А., Гасинец М.В. «Может ли школа научить мыслить. Практики развития креативного и критического мышления», Научный дайджест НЦМУ. Выпуск №3, 2021
  2. Доклад «Оценка универсальных компетенций как результатов высшего образования». Авторский коллектив: С. М. Авдеева, П. В. Гасс, Е. Ю. Карданова, Ю. Н. Корешникова, А. А. Куликова, Е. А. Орел, Т. В. Пащенко, П. С. Сорокин. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2021
  3. Гасинец М. В., Капуза А. В., Добрякова М. С. Агентность учителей в формировании учебного успеха школьников: роли и убеждения // Вопросы образования. 2022. №. 1. С. 75-97

Конференции

  1. XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва, Россия, 4-22 апреля 2021 г.): специальный круглый стол «Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования» (19.04.2021)
  2. Международный научный семинар «Возможности и проблемы оценки компетенций студентов в системе высшего образования: краткий обзор современного состояния исследований» из серии мероприятия в рамках Международного научного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании» (Москва, Россия, 23 сентября 2021 г.)
  3. Симпозиум «Формирование и оценка универсальных компетентностей студентов университетов» в рамках XII Международной российской конференции исследователей высшего образования «Университеты в поисках качества: внешние оценки, внутренние цели и научно-образовательные результаты» (Москва, Россия, 14-15 октября 2021 г.)
  4. XXIII Ясинская (Апрельская) международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва, Россия, 5-22 апреля 2022 г.): специальная сессия «Как измерить человеческий потенциал сотрудника организации: диалог науки и практики» (08/04/2022)