НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

3.1.2 Научный проект «Механизмы и факторы формирования ключевых навыков и компетенций»

Пащенко Тарас Валерьевич
Руководитель

Связь научного проекта с тематикой человеческого потенциала

В современном образовании происходит радикальная трансформация содержания и планируемых образовательных результатов. Знания и классические навыки отходят на второй план, все большую роль играют ключевые (универсальные) компетенции, такие как критическое мышление, креативность, работа в команде, саморегуляция, самоорганизация и другие. Педагогическое сообщество демонстрирует возрастающий запрос на понятные, проверенные и обоснованные механизмы и методы работы, направленные на развитие и оценку ключевых (универсальных) компетенций – важнейших составляющих человеческого капитала

Научный проект «Механизмы и факторы формирования ключевых навыков и компетенций» делает фокус на исследовании факторов, связанных с успешным развитием ключевых (универсальных) компетенций и способов их эффективного формирования.

Цель проекта:

Выявление условий и эффективных практик формирования ключевых (универсальных) компетенций на разных уровнях образования в традиционной и цифровой среде

Задачи проекта:

  1. Изучение способствующих факторов и барьеров для включения учителями цифровых технологий в педагогическую практику общего, дополнительного и высшего образования
  2. Изучение перспективных практик формирования ключевых (универсальных) компетенций на разных уровнях образования в традиционной и цифровой среде.
  3. Выявление условий и механизмов развития ключевых (универсальных) компетенций обучающихся в различных типах учебных сред
  4. Исследование эффективности педагогических практик формирования ключевых (универсальных) компетенций и создание перечня эффективных практик их развития, которые обладают наибольшим потенциалом в части формирования и других компонентов человеческого потенциала

Ключевые результаты

2020 г.

Выявлена роль факторов различной природы в стратегиях использования учителями цифровых продуктов в образовательном процессе

Проанализированы современные мировые исследования, направленные на изучение вклада в развитие навыков и компетенций разных сегментов системы образования

2021 г.

Выделены наиболее эффективные практики преподавания, способствующие развитию универсальных компетенций: решение проблем, дискуссии, учебные проекты. Описаны наиболее применимые в международной практике методы и технологии развития универсальных компетенций, а также модели внедрения универсальных компетентностей на уровне школы, которые способствуют устойчивому внедрению фокусных компетенций: исследование действием (action research), изучение урока (lesson study) и профессиональные обучающиеся сообщества. Разработана программа профессионального развития и методического сопровождения педагогических работников в части развития универсальных компетентностей

2022 г.

На основе анализа 50 экспериментальных исследований, направленных на оценку эффективности образовательных практик для развития универсальных компетенций учащихся, выделено 7 типов интервенций по критериям длительности, условий реализации, базового материала, комплексности, а также наличия или отсутствия в рамках интервенции процесса решения проблем. Выделенные типы интервенций удалось выстроить по принципу возрастания комплексности и соответствия образовательному контексту.

Результаты анализа позволяют описать рекомендации для исследователей по проведению экспериментальных исследований, направленных на изучение формирования универсальных компетенций в образовании.

                           Анализ интервенций по развитию универсальных компетенций

Образовательные программы 

Образовательная программа магистратуры «Обучение и оценивание как наука»

Образовательная траектория «Дизайн образовательных продуктов» на магистерской программе «Педагогическое образование»

Майнор «Исследователь в EdTech»

Серия совместных образовательных мастер-классов НИУ ВШЭ и РАНХиГС «Социальное и гуманитарное измерение человеческого потенциала»

Публикации

  1. Пащенко Т.В., Авдеенко Н.А., Гасинец М.В. «Может ли школа научить мыслить. Практики развития креативного и критического мышления», Научный дайджест НЦМУ. Выпуск №3, 2021
  2. Доклад «Оценка универсальных компетенций как результатов высшего образования». Авторский коллектив: С. М. Авдеева, П. В. Гасс, Е. Ю. Карданова, Ю. Н. Корешникова, А. А. Куликова, Е. А. Орел, Т. В. Пащенко, П. С. Сорокин. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2021
  3. Гасинец М. В., Капуза А. В., Добрякова М. С. Агентность учителей в формировании учебного успеха школьников: роли и убеждения // Вопросы образования. 2022. №. 1. С. 75-97
  4. Семенова Т. В., Сологова С. С., Завадский С. П., Григоревских Е. М., Маргарян А. Г., Тращенкова Д. А., Авакян Э. И., Сохин Д. М., Литвинова Т. М., Смолярчук Е. А. Выбор формата лекции в высшем фармацевтическом образовании // Вопросы образования. 2022. № 2. С. 216-233

Конференции

XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва, Россия, 13-30 апреля 2021 г.):
- Специальный круглый стол «Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования» (19.04.2021)

Международный научный семинар «Возможности и проблемы оценки компетенций студентов в системе высшего образования: краткий обзор современного состояния исследований» из серии мероприятия в рамках Международного научного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании» (Москва, Россия, 23 сентября 2021 г.)

Симпозиум «Формирование и оценка универсальных компетентностей студентов университетов» в рамках XII Международной российской конференции исследователей высшего образования «Университеты в поисках качества: внешние оценки, внутренние цели и научно-образовательные результаты» (Москва, Россия, 14-15 октября 2021 г.)

XXIII Ясинская (Апрельская) международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва, Россия, 5-22 апреля 2022 г.):
- Специальная сессия «Как измерить человеческий потенциал сотрудника организации: диалог науки и практики» (08/04/2022)