Образовательная программа магистратуры «Обучение и оценивание как наука»
Куликова (Пономарева) Алена Александровна
Руководитель
Романенко Ксения Романовна
Преподаватель
Тарасова Ксения Вадимовна
Преподаватель
Период реализации образовательной программы
2020-2023
Связь образовательной программы с научными проектами НЦМУ
При разработке и реализации образовательной программы магистратуры «Обучение и оценивание как наука» используются новейшие результаты, полученные в рамках проектов Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»:
3.1.1 Измерение ключевых навыков и компетенций
3.1.2 Механизмы и факторы формирования ключевых навыков и компетенций
3.1.3 Человеческий потенциал: эффекты и отдача от образования
Паспорт образовательной программы
Образовательная программа «Обучение и оценивание как наука» отвечает современным вызовам, когда образование на протяжении всей жизни становится крайне необходимым как для индивидуального благополучия каждого, так и для развития общества в целом. Глобализация, ускорение темпа жизни, отсутствие чувства стабильности подталкивают сегодня почти каждого переучиваться, получать второе высшее или дополнительное образование, проходить усовершенствования или повышения квалификации. Кроме того, активный технический прогресс сильно влияет на ситуацию в мире профессий. Ряд профессий исчезает, и в то же время появляются всё новые и новые профессии. Нужны специалисты, которые бы, основываясь на знаниях о человеческой психологии, и в то же время на глубоком понимании различных аспектов механизмов обучения, смогли бы сделать этот переход в профессиональной жизни людей максимально безболезненным и продуктивным – предложить высшим учебным заведениям, другим организациям возможности к совершенствованию, разработке различных образовательных программ, систем для людей из разных возрастных, социальных групп, с разным состоянием здоровья и оценить результаты обучения как можно надежнее и валиднее.
В ходе освоения образовательной программы студенты ознакомятся с основными теориями и экспериментальными исследованиями, посвящёнными изменениям, которые сопутствуют процессам обучения и развития, на протяжении всей жизни, научатся оценивать (измерять) динамику когнитивных и некогнитивных изменений учащихся любых возрастов.
Дата подтверждения открытия образовательной программы - 21.10.2020
Реализующее подразделение: Институт образования НИУ ВШЭ
Уровень образования: магистратура
Направление подготовки: 37.04.01 Психология
Срок и форма обучения, объем (число часов): очная, 2 года, 120 кредитов
Язык реализации: русский и английский
Квалификация выпускника: магистр
Формат проведения: гибридный оффлан-онлайн режим
Цели и задачи
Целью программы является подготовка экспертов в области науки об обучении и развитии, владеющих инновационным инструментарием для совершенствования качества образования для всех групп населения. Освоившие программу студенты становятся специалистами в области психометрики и науки об обучении и развитии, имеющими одну или несколько специализаций в данной области.
Программа предлагает такую мультидисциплинарность знания, объединяя психологию, образование, современные представления об искусственном интеллекте, нейробиологию и генетику. Психология является основой для теории и методологии науки об обучении и развитии. Естественнонаучный трек помогает в объяснении генетических основ и мозговых механизмов индивидуальных различий в обучении. Образование - это связующее звено между теориями обучения и реальными практиками. Технические дисциплины (такие, как статистика, основы информатики) являются вспомогательным звеном при реализации исследований процесса обучения. В рамках обучения у студентов существует возможность участия в реальных исследовательских проектах как фундаментального, так и прикладного характера.
Ключевые результаты
Результаты исследований по проектам Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» легли в основу курсов по психометрике, статистике и образовательным исследованиям. Студенты участвуют в реализации проектов в роли стажеров-исследователей. Преподаватели используют результаты проектов для создания методических материалов преподаваемых курсов, отработки профессиональных навыков студентов. Студенты программы могут выполнять курсовые и выпускные квалификационные работы в рамках проводимых исследований. Реализация проекта НЦМУ по направлению «Занятость, социальная активность и формирование ключевых навыков и компетенций» позволяет предлагать студентам программы ВКР по широкому кругу тем: измерения в высшем образовании, оценивание в начальной и средней школе, навыки 21 века и др.
2021/2022 учебный год
На 1 курсе прочитаны следующие дисциплины:
Psychometric Theories and Analysis of Test Items (Instruction in English). По итогам студенческой оценки преподавания, курс был признан лучшим по критериям «Полезность курса для Вашей будущей карьеры», «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития» и «Новизна полученных знаний»
Test and Questionnaire Development in Psychology and Education (Instruction in English). По итогам студенческой оценки преподавания, курс был признан лучшим по критериям «Полезность курса для Вашей будущей карьеры», «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития» и «Новизна полученных знаний»
Qualitative and Quantitative Research Methods in Psychology (Instruction in English). По итогам студенческой оценки преподавания, курс был признан лучшим по критериям «Полезность курса для Вашей будущей карьеры» и «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Introduction to R and Python (Instruction in English)
Research Seminar "Science of Learning and Assessment" (Instruction in English)
Machine Learning I (Instruction in English)
Developmental Science (Instruction in English)
Mentor's Seminar "Science of Learning and Assessment" (Instruction in English)
2022/2023 учебный год
В 2022/2023 учебном году на 1 курсе продолжается реализация учебных курсов:
Qualitative and Quantitative Research Methods in Psychology (Instruction in English). По итогам студенческой оценки преподавания, курс был признан лучшим по критериям «Полезность курса для Вашей будущей карьеры» и «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Methodology of Measurеment in Psychology and Education (Instruction in English). По итогам студенческой оценки преподавания, курс был признан лучшим по критерию «Новизна полученных знаний»
Psychometric Theories and Analysis of Test Items (Instruction in English). По итогам студенческой оценки преподавания, курс был признан лучшим по критерию «Новизна полученных знаний»
Statistics I (Instruction in English). По итогам студенческой оценки преподавания, курс был признан лучшим по критериям «Полезность курса для Вашей будущей карьеры», «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития» и «Новизна полученных знаний»
Test and Questionnaire Development in Psychology and Education (Instruction in English)
Intro to Programming in Python (Instruction in English)
Machine Learning I (Instruction in English)
Developmental Science (Instruction in English)
Research Seminar "Science of Learning and Assessment" (Instruction in English)
Mentor's Seminar "Cognitive Development" (Instruction in English)
В учебный план 1 курса добавлены новые дисциплины:
Педагогический дизайн. По итогам студенческой оценки преподавания, курс был признан лучшим по критериям «Полезность курса для Вашей будущей карьеры», «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития» и «Новизна полученных знаний»
Python для извлечения и обработки данных
Возрастная психология образования
На 2 курсе изучаются следующие дисциплины:
Cognitive development (Instruction in English). По итогам студенческой оценки преподавания, курс был признан лучшим по критериям «Полезность курса для Вашей будущей карьеры», «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития» и «Новизна полученных знаний»
Psychometrics and Statistics II (Instruction in English). По итогам студенческой оценки преподавания, курс был признан лучшим по критерию «Новизна полученных знаний»
Advance Developmental Methods (Instruction in English). По итогам студенческой оценки преподавания, курс был признан лучшим по критериям «Полезность курса для Вашей будущей карьеры», «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития» и «Новизна полученных знаний»
Developmental Science (Instruction in English)
Research Seminar "Science of Learning and Assessment" (Instruction in English)
Mentor's Seminar "Cognitive Development" (Instruction in English)
Смарт-аналитика в управлении образованием
2023/2024 учебный год
В 2023/2024 учебном продолжилась реализация учебных курсов магистерской программы. На 1 курсе преподаются следующие дисциплины:
Qualitative and Quantitative Research Methods in Psychology (Instruction in English). По итогам студенческой оценки преподавания, курс был признан лучшим по критериям «Полезность курса для Вашей будущей карьеры» и «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Methodology of Measurеment in Psychology and Education (Instruction in English). По итогам студенческой оценки преподавания, курс был признан лучшим по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Возрастная психология образования. По итогам студенческой оценки преподавания, курс был признан лучшим по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Psychometric Theories and Analysis of Test Items (Instruction in English)
Statistics I (Instruction in English)
Test and Questionnaire Development in Psychology and Education (Instruction in English)
Intro to Programming in Python (Instruction in English)
Machine Learning I (Instruction in English)
Developmental Science (Instruction in English)
Research Seminar "Science of Learning and Assessment" (Instruction in English)
Mentor's Seminar "Cognitive Development" (Instruction in English)
Основы педагогического дизайна
В учебный план 1 курса добавлена новая дисциплина:
Neuroscience (Instruction in English)
На 2 курсе изучаются следующие дисциплины:
Psychometrics and Statistics II (Instruction in English). По итогам студенческой оценки преподавания, курс был признан лучшим по критериям «Полезность курса для Вашей будущей карьеры», «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития» и «Новизна полученных знаний»
Advance Developmental Methods (Instruction in English). По итогам студенческой оценки преподавания, курс был признан лучшим по критериям «Полезность курса для Вашей будущей карьеры» и «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Cognitive development (Instruction in English)
Developmental Science (Instruction in English)
Research Seminar "Science of Learning and Assessment" (Instruction in English)
Mentor's Seminar "Cognitive Development" (Instruction in English)
В учебный план 2 курса добавлены новые дисциплины:
Machine Learning II (Instruction in English). По итогам студенческой оценки преподавания, курс был признан лучшим по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Типичное и нетипичное развитие. По итогам студенческой оценки преподавания, курс был признан лучшим по критериям «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития» и «Новизна полученных знаний»
Creating a Personalized Learning Environment in the Classroom (Instruction in English)
Qualitative Methods for Collecting and Analysing Data (Instruction in English)
Test development II (Instruction in English)
События образовательной программы
Открытие академического сезона: проведен Междиплинарный семинар «Нейронауки об образовании» НИУ ВШЭ (22 сентября 2023)
Проведена Летняя школа «Букварь психометрики». Летняя школа организована преподавателями и выпускниками магистерской программы «Обучение и оценивание как наука». В рамках летней школы участники попробовали себя в работе с данными, ближе познакомились с содержанием образовательной программы. Школа проходила в гибридном формате (1-3 июля 2023)
Преподаватели программы Антипкина Инна Вениаминовна, Грачева Дарья Александровна, Карданова Елена Юрьевна признаны лучшими преподавателями НИУ ВШЭ 2023 года.
Проведены открытые лекции: Д. Федякин «Как психометрика соединяет психологические теории с реальностью. Разбор теста MBTI» (11 мая 2023), М. Арсалиду «Айтрекинг в образовании и бизнесе» (17 мая 2023), А. Харламова «Психометрика в EdTech: разбор кейсов» (6 июня 2023). Открытые лекции для психометриков в рамках курса по разработке контрольно-измерительных материалов на темы: Test Development in accordance with GDPR (26 апреля 2023), "Разработка тестов в соответствии со 152 ФЗ" (6 июня 2023). Лекция в рамках проекта «Университет открытый городу» в Некрасовской библиотеке В. Алтухов «Кем я хочу стать, когда вырасту: роль психометрики в профориентации» (30 мая 2023)
В феврале 2023 года состоялся семинар «Нейронауки об образовании» на тему «Оценка гибких навыков у детей, имеющих нарушения внимания»
Преподаватели программы Кузьмина Юлия Владимировна, Карданова Елена Юрьевна и Тюменева Юлия Алексеевна признаны лучшими преподавателями НИУ ВШЭ 2022 года.
Тарасова Ксения Вадимовна признана лучшим преподавателем НИУ ВШЭ 2022 в номинации «Лучшие научные руководители».
Преподаватели и студенты программы приняли участие в организации и проведении Тестовой мастерской на Летней школе Русского репортера (16-26 июля 2022).
Студентами программы разработан профориентационный тест для выбора одной из программы Института образования.
Студенты магистерской программы «Обучение и оценивание как наука» запустили цикл встреч A SOLAs: наедине с экспертом в области психометрики и нейронаук:
Первая встреча из серии A SOLAs: наедине с Михаилом Свердловым (28 апреля 2022)
A SOLAs: наедине с Дмитрием Аббакумовым: профессия «психометрик»: 5 ролей в академии и бизнесе (26 мая 2022)
Как работает мозг во время обучения? Лекция Ольги Сварник в рамках цикла встреч «A SOLAs: наедине с экспертом» (02 июня 2022)