• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

3.2.3 Научный проект «Образование взрослых»

Коршунов Илья Алексеевич
Руководитель

Период реализации проекта 

2023-2025

Связь научного проекта с тематикой человеческого потенциала

Ключевые компетенции и навыки развиваются в результате непрерывного образования (концепция Lifelong Learning), составляющего сегодня неотъемлемую часть жизни человека. Ускорение темпов смены производственных технологий в современной экономике и стремительное устаревание навыков на рынке труда приводит к увеличению разрыва между требованиями работодателей и имеющейся квалификацией (в первую очередь, в части её практической составляющей) выпускников образовательных организаций и работающих граждан. Формирование и обновление всего комплекса ключевых компетенций работников, соответствующих запросам действующих и предполагаемых производств, является важным вкладом в человеческий капитал.

Реализация научного проекта «Образование взрослых» предполагает проведение анализа и определение роли различных агентов (государство, система образования, предприятия) на формирование и развитие ключевых компетенций работающего населения для социального и экономического развития как граждан, так и общества в целом.

Цель проекта:

Проведение комплексного, междисциплинарного исследования существующих практик деятельности основных социально-экономических институтов (вузы, предприятия, государство), участвующих в процессе обучения и переобучения взрослого населения, на основе данных социологических исследований по международным программам ОЭСР (PIAAC), а также РМЭЗ НИУ ВШЭ (RLMS-HSE), МЭО

Задачи проекта:

  1. Определить эффективные стратегии формирования навыка «решение задач в технологически-насыщенной среде» взрослых работающих граждан за счет их участия в формальном, неформальном и информальном обучении (обучение на работе, онлайн) на основе данных российского обследования взрослых RLMS-HSE
  2. Изучить основные факторы, влияющие на участие взрослого населения в непрерывном образовании, и факторы выбора программ дополнительного образования взрослым населением Российской Федерации, в том числе их соответствие запросам работодателей и работников на навыки, выдаваемые документы об образовании, характеристики и условия реализации, разработать и конкретизировать стратегии формирования и поддержания компетенций взрослых граждан с разным уровнем владения ключевыми компетенциями
  3. Выявление межстрановых различий в использовании навыков на рабочих местах и установление взаимосвязи между использованием навыков и результатами когнитивной оценки (на основе международных данных с опорой на исследование PIAAC-ОЭСР)
  4. Анализ системы непрерывного образования взрослых в университетах регионов, находящихся на стадии экономической трансформации с целью определения основных стратегий развития, форм взаимодействия с ключевыми стейкхолдерами, идентификация их роли в системе экономического развития регионов и разработки рекомендаций по совершенствованию системы обучения взрослого населения

Образовательные программы 

Образовательная программа магистратуры «Обучение и оценивание как наука»

Образовательная траектория «Дизайн образовательных продуктов» на магистерской программе «Педагогическое образование»

Майнор «Исследователь в EdTech»

Публикации

  1. Коршунов И. А., Лубников С. В., Ширкова Н. Н. Образование и обучение взрослого населения для развития навыка решения задач //Образование и наука. – 2023. – Т. 25. – №. 6. – С. 166-192. doi
  2. Korshunov I. et al. Problem Solving and Formal, Nonformal, and Informal Learning of Russian Employees (Based on PIAAC Data) //Adult Education Quarterly. – 2023. – Т. 73. – №. 2. – С. 197-219. doi