• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

Занятость, социальная активность и формирование ключевых навыков и компетенций

Руководитель

Чернобай Елена Владимировна

Команда проекта:

Ченцова Александра

Ефимова Евгения

Сайдумарова Юлия

Научная рамка исследования

Исследование проводилось в рамках научного проекта НЦМУ 3.1.2 Механизмы и факторы формирования ключевых навыков и компетенций

Год реализации: 2021

Связь научного проекта с тематикой человеческого потенциала

Интерес к универсальным компетенциям – ключевым составляющим человеческого капитала – связан с попытками переосмыслить традиционное обучение, направленное на пассивное усвоение фиксированного предметного содержания. Поиск альтернативы этому устаревшему подходу привел к разным вариантам нового содержания: новым грамотностям, навыкам 21 века, гибким навыкам, инновационным умениям и т.д. К ним же относятся метапредметные результаты ФГОС. Универсальные компетенции, также известные как “4к”, включают в себя критическое мышление, креативность, кооперацию и коммуникацию. Эти компетенции лежат в основе программ стран с самыми перспективными системами образования, они же выходят на первый план на рынке труда. Несмотря на значительный интерес исследователей и политиков к этой теме, работа по развитию этих компетенций в российской школе только начинается.

Фокусом данного проекта является формулировка теоретических и методологических оснований программы профессионального развития учителей, которая могла бы способствовать внедрению компетенций на уроке.

Цель проекта

Анализ моделей повышения квалификации учителей и их сопровождения и разработка программы развития учителей в части развития универсальных компетентностей на предметных уроках.

Задачи проекта

  1. Систематизация методов развития и методического сопровождения педагогических работников в области развития универсальных компетентностей
  2. Систематизация и анализ моделей внедрения универсальных компетентностей на уровне школы, которые способствуют устойчивому внедрению фокусных компетенций
  3. Разработка программы повышения квалификации педагогических работников

Ключевые результаты

Проанализированы организационные условия уроков, формирующих универсальные компетентности, модели внедрения УК на уровне школы (исследование действием, изучение урока и профессиональные обучающиеся сообщества), выделены наиболее перспективные модели обучения: разовое обучение, каскадный метод и динамическое сопровождение. Показано, что динамическое сопровождение в наибольшей степени способствует внедрению универсальных компетентностей на уровне школы, урока и конкретного учителя.

Подготовлена программа повышения квалификации педагогических работников объемом 114 часов.

Циклы исследования действием

Об исследовании простым языком

Пришло ли время полностью пересмотреть подход к традиционному обучению?