Занятость, социальная активность и формирование ключевых навыков и компетенций
Команда проекта:
Научная рамка исследования
Исследование проводилось в рамках научного проекта НЦМУ 3.1.2 Механизмы и факторы формирования ключевых навыков и компетенций
Год реализации: 2021
Связь научного проекта с тематикой человеческого потенциала
Интерес к универсальным компетенциям – ключевым составляющим человеческого капитала – связан с попытками переосмыслить традиционное обучение, направленное на пассивное усвоение фиксированного предметного содержания. Поиск альтернативы этому устаревшему подходу привел к разным вариантам нового содержания: новым грамотностям, навыкам 21 века, гибким навыкам, инновационным умениям и т.д. К ним же относятся метапредметные результаты ФГОС. Универсальные компетенции, также известные как “4к”, включают в себя критическое мышление, креативность, кооперацию и коммуникацию. Эти компетенции лежат в основе программ стран с самыми перспективными системами образования, они же выходят на первый план на рынке труда. Несмотря на значительный интерес исследователей и политиков к этой теме, работа по развитию этих компетенций в российской школе только начинается.
Фокусом данного проекта является формулировка теоретических и методологических оснований программы профессионального развития учителей, которая могла бы способствовать внедрению компетенций на уроке.
Цель проекта
Анализ моделей повышения квалификации учителей и их сопровождения и разработка программы развития учителей в части развития универсальных компетентностей на предметных уроках.
Задачи проекта
- Систематизация методов развития и методического сопровождения педагогических работников в области развития универсальных компетентностей
- Систематизация и анализ моделей внедрения универсальных компетентностей на уровне школы, которые способствуют устойчивому внедрению фокусных компетенций
- Разработка программы повышения квалификации педагогических работников
Ключевые результаты
Проанализированы организационные условия уроков, формирующих универсальные компетентности, модели внедрения УК на уровне школы (исследование действием, изучение урока и профессиональные обучающиеся сообщества), выделены наиболее перспективные модели обучения: разовое обучение, каскадный метод и динамическое сопровождение. Показано, что динамическое сопровождение в наибольшей степени способствует внедрению универсальных компетентностей на уровне школы, урока и конкретного учителя.
Подготовлена программа повышения квалификации педагогических работников объемом 114 часов.
Циклы исследования действием
Об исследовании простым языком
Пришло ли время полностью пересмотреть подход к традиционному обучению?