Эксперты НИУ ВШЭ и РАНХиГС провели серию мастер-классов по человеческому потенциалу
Серию открыл старший научный сотрудник центра стратификационных исследований Института социальной политики НИУ ВШЭ, руководитель научного направления НЦМУ ЦМИЧП Василий Аникин с мастер-классом «Эволюция концепции человеческого потенциала в экономической науке». Он рассказал о теории благосостояния и общественного договора; о сходствах и различиях человеческого капитала и человеческого потенциала, условиях трансформации потенциала в капитал.
Затем его коллеги заведующий лабораторией исследований человеческого потенциала и образования Института образования НИУ ВШЭ, руководитель научного проекта НЦМУ ЦМИЧП Павел Сорокин и научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ, член рабочей группы НЦМУ ЦМИЧП Александр Тимофеев в своем совместном мастер-классе «Человеческий потенциал в условиях нового миропорядка: концептуальное осмысление с учетом актуальных трендов и вызовов» рассказали о соотношении человеческого потенциала и человеческого капитала, о выходящих на первый план компонентах, механизмах развития и эффектах человеческого потенциала.
Серию продолжили директор центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, руководитель научного проекта НЦМУ ЦМИЧП Елена Карданова и заведующая проектно-учебной лабораторией моделирования и оценивания компетенций в высшем образовании Института образования НИУ ВШЭ, руководитель научного проекта НЦМУ ЦМИЧП Екатерина Орел. В рамках своего совместного мастер-класса «Как измерить человеческий потенциал? Ключевые принципы» они представили основные принципы измерения сложных конструктов и составляющие человеческого потенциала, а также мировой опыт измерения компонентов человеческого потенциала.
Следующий мастер-класс заведующего лабораторией проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ, руководителя научного проекта НЦМУ ЦМИЧП Тарас Пащенко «Уметь или быть: компоненты человеческого потенциала как образовательные результаты» был посвящен теории куррикулума и образовательным результатам; конструктивному согласованию, рассмотренному качестве одного из подходов к проектированию учебных занятий; а также универсальной компетентности и новой грамотности как компонентам человеческого потенциала.
Затем заместитель директора Института демографии им. А.Г. Вишневского НИУ ВШЭ, заместитель заведующего кафедрой демографии, член рабочей группы НЦМУ ЦМИЧП Лилия Карачурина в своем мастер-классе «Миграция населения на муниципальном уровне: центры и периферия» рассказала о миграции населения на региональном и муниципальном уровнях, сопоставлениях миграции населения и плотности, об особенностях жизни старого населения и молодежи, преимуществах и недостатках жизни в городах и пригородах.
Дальше серию предложила старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, руководитель научного проекта НЦМУ ЦМИЧП Александра Божечкова. Ее мастер-класс «Анализ влияния человеческого капитала на технологическое развитие и экономический рост РФ (1 и 2 части)» был посвящен вопросам человеческого капитала в современных экономических исследованиях и в моделях экономического роста. Также она рассказала о новейших оценках влияния человеческого капитала на экономический рост в развитых и развивающихся странах; тенденциях развития человеческого капитала в регионах России и роли образования в экономическом развитии регионов России;
Серия завершилась мастер-классами заведующего кафедрой социальной и экономической истории РАНХиГС, руководителя научного проекта НЦМУ ЦМИЧП Романа Кончакова и ведущего научного сотрудника Научно-исследовательского центра экономической и социальной истории РАНХиГС, члена рабочей группы научного проекта НЦМУ ЦМИЧП Дмитрий Диденко, представивших «Исследование процессов формирования и развития человеческого капитала в России в глобальном контексте: долгосрочные тенденции, факторы, структурная динамика (с XIX в. по начало XX в.)». Они рассказали о новых возможностях исследований человеческого капитала России в исторической перспективе, а также человеческому капиталу и неравенству доходов в России в XIX – начале XXI вв. Они обратили свое внимание на источники «длинных» данных и их качество; цифровые ресурсы для репрезентации данных; пространственную аналитику региональных данных о человеческом капитале и неравенстве; а также лонгитюдную перспективу динамики человеческого капитала и прогнозные оценки дифференциации оплаты труда в России.
Слушатели особо отметили открытость к обратной связи лекторов, их владение материалом, содержательность ответов на вопросы и их эрудированность в различных областях.
Мастер-классы организованы в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325).