• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

Учебный курс «Сравнительный анализ систем образования»

Малиновский Сергей Сергеевич
Преподаватель

Шибанова Екатерина Юрьевна
Преподаватель

Связь образовательной программы с научными проектами НЦМУ

При разработке и реализации учебного курса «Сравнительный анализ систем образования» используются новейшие результаты, полученные в рамках проектов Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»:

3.1.1 Измерение ключевых навыков и компетенций

3.1.2 Механизмы и факторы формирования ключевых навыков и компетенций

3.1.3 Человеческий потенциал: эффекты и отдача от образования

3.1.4 Образование взрослых

5.5.1 Нейронауки об образовании

Паспорт образовательной программы

Образовательная программа представляет собой учебный курс «Сравнительный анализ систем образования» на магистерской программе «Доказательное развитие образования» Института образования. 

Это вводный курс, нацеленный на формирование у студентов понимания текущей научной дискуссии о подходах, возможностях и границах сравнительного анализа систем образования. Дисциплина сравнительного и международного образования является междисциплинарной и очень широкой областью. Курс адресуется к той её части, которая, с одной стороны фокусируется на анализе образовательных систем (прежде всего национального уровня), с другой стороны, задается большими макроисторическими вопросами о взаимосвязи образования и политических, экономических, и социальных изменений.

Дата подтверждения открытия учебного курса - 14.04.2022

Реализующее подразделение: Институт образования НИУ ВШЭ

Уровень образования: магистратура (2 курс)

Направление подготовки: 38.04.04 Государственное и муниципальное управление

Язык реализации: русский

Цели и задачи

Цель курса - познакомить слушателей с основными теоретическими подходами к сравнительному исследованию в образовании, научить их применять для сравнения систем образования и отдельных феноменов, пользоваться основными базами релевантных межстрановых сопоставимых данных.

Занятия строятся вокруг интенсивного чтения оригинальных академических текстов и обсуждения разных концепций и подходов на примере кейсов и актуальных феноменов. Логика тематического плана предполагает хронологически выстроенный обзор существующих в дисциплине ключевых подходов и идей, включая неоклассическую экономику, функционалистские и конфликтные концепции, теории модернизации и зависимого развития, институциональный подход, политико-экономические подходы к сравнению моделей формирования навыков в обществе и др. При обсуждении разных подходов предметный фокус концентрируется на институциональном устройстве образовательных систем, воспроизводстве социальной стратификации, соотношении образования и других сфер общества, политике развития образования с учетом национальных контекстов и глобальных трендов.

Планируемые результаты обучения

  1. Знание базовых терминов, принципов и концепций сравнительного анализа систем образования.
  2. Умение демонстрировать знание методологии, современных теорий и подходов в международном и сравнительном образовании.
  3. Умение представлять результаты групповой и индивидуальной исследовательской работы как в устной, так и письменной форме профессиональной аудитории
  4. Умение объяснять и сравнивать влияние различных политических, социокультурных и экономических контекстов на систему образования.
  5. Умение демонстрировать базовые знания прикладных методов исследования в области международного и сравнительного образования.
  6. Знание основных источников данных для межстранового сравнения образовательных систем, умение ими оперировать и использовать для проведения исследований и подготовки аналитических документов.

Ключевые результаты

2022/2023 учебный год 

Сравнительный анализ систем образования. По итогам студенческой оценки преподавания, курс был признан лучшим по критериям «Новизна полученных знаний» и «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»

2023/2024 учебный год

Сравнительный анализ систем образования

События образовательной программы

Проведены открытые лекции программы «Доказательное развитие образования»: «Как разработать хороший опросник: «хорошие» vs «плохие» вопросы» (2 февраля 2023, онлайн формат), открытое занятие в рамках курса «История и философия образования» (31 мая 2023)

Проведена профильная Зимняя школа для поступающих в магистратуру Института образования в 2023 году (2-4 февраля 2023, онлайн формат)