Учебный курс «Сравнительный анализ систем образования»
Малиновский Сергей Сергеевич
Преподаватель
Шибанова Екатерина Юрьевна
Преподаватель
Связь образовательной программы с научными проектами НЦМУ
При разработке и реализации учебного курса «Сравнительный анализ систем образования» используются новейшие результаты, полученные в рамках проектов Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»:
3.1.1 Измерение ключевых навыков и компетенций
3.1.2 Механизмы и факторы формирования ключевых навыков и компетенций
3.1.3 Человеческий потенциал: эффекты и отдача от образования
Паспорт образовательной программы
Образовательная программа представляет собой учебный курс «Сравнительный анализ систем образования» на магистерской программе «Доказательное развитие образования» Института образования.
Это вводный курс, нацеленный на формирование у студентов понимания текущей научной дискуссии о подходах, возможностях и границах сравнительного анализа систем образования. Дисциплина сравнительного и международного образования является междисциплинарной и очень широкой областью. Курс адресуется к той её части, которая, с одной стороны фокусируется на анализе образовательных систем (прежде всего национального уровня), с другой стороны, задается большими макроисторическими вопросами о взаимосвязи образования и политических, экономических, и социальных изменений.
Дата подтверждения открытия учебного курса - 14.04.2022
Реализующее подразделение: Институт образования НИУ ВШЭ
Уровень образования: магистратура (2 курс)
Направление подготовки: 38.04.04 Государственное и муниципальное управление
Язык реализации: русский
Цели и задачи
Цель курса - познакомить слушателей с основными теоретическими подходами к сравнительному исследованию в образовании, научить их применять для сравнения систем образования и отдельных феноменов, пользоваться основными базами релевантных межстрановых сопоставимых данных.
Занятия строятся вокруг интенсивного чтения оригинальных академических текстов и обсуждения разных концепций и подходов на примере кейсов и актуальных феноменов. Логика тематического плана предполагает хронологически выстроенный обзор существующих в дисциплине ключевых подходов и идей, включая неоклассическую экономику, функционалистские и конфликтные концепции, теории модернизации и зависимого развития, институциональный подход, политико-экономические подходы к сравнению моделей формирования навыков в обществе и др. При обсуждении разных подходов предметный фокус концентрируется на институциональном устройстве образовательных систем, воспроизводстве социальной стратификации, соотношении образования и других сфер общества, политике развития образования с учетом национальных контекстов и глобальных трендов.
Планируемые результаты обучения
- Знание базовых терминов, принципов и концепций сравнительного анализа систем образования.
- Умение демонстрировать знание методологии, современных теорий и подходов в международном и сравнительном образовании.
- Умение представлять результаты групповой и индивидуальной исследовательской работы как в устной, так и письменной форме профессиональной аудитории
- Умение объяснять и сравнивать влияние различных политических, социокультурных и экономических контекстов на систему образования.
- Умение демонстрировать базовые знания прикладных методов исследования в области международного и сравнительного образования.
- Знание основных источников данных для межстранового сравнения образовательных систем, умение ими оперировать и использовать для проведения исследований и подготовки аналитических документов.
Ключевые результаты
2022/2023 учебный год
Сравнительный анализ систем образования. По итогам студенческой оценки преподавания, курс был признан лучшим по критериям «Новизна полученных знаний» и «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
2023/2024 учебный год
События образовательной программы
Проведены открытые лекции программы «Доказательное развитие образования»: «Как разработать хороший опросник: «хорошие» vs «плохие» вопросы» (2 февраля 2023, онлайн формат), открытое занятие в рамках курса «История и философия образования» (31 мая 2023)
Проведена профильная Зимняя школа для поступающих в магистратуру Института образования в 2023 году (2-4 февраля 2023, онлайн формат)