5.5.1 Научный проект «Нейронауки об образовании»
Орел Екатерина Алексеевна
Руководитель (2020-2022)
Петракова Анастасия Владимировна
Руководитель (2023-2025)
Период реализации проекта
2020-2025
Связь научного проекта с тематикой человеческого потенциала
Развитию различных компонентов человеческого потенциала существенно помогут исследования более глубоких процессов, лежащих в их основе. Использование достижений современных нейронаук может способствовать реализации целей образования – встраивания в практики развития и оценки формируемых компонентов человеческого потенциала, учитывающихся при подготовке педагогических кадров и пр.
Научный проект «Нейронауки об образовании» фокусируется на разработке инструментария оценки образовательных результатов с использованием достижений нейронаук, что расширит возможности оценивания в образовании и позволит использовать полученные результаты на практике.
Цель проекта:
Апробация и адаптация результатов нейрокогнитивных исследований для практики образования: разработка инструментов оценки компонентов человеческого потенциала, формируемых в рамках системы образования на основе результатов нейрокогнитивных исследований и перенос результатов исследований нейронаук в практики формирования компонентов человеческого потенциала
Задачи проекта:
- Разработка новых подходов к измерению образовательных результатов и образовательных достижений с использованием нейрокогнитивных инструментов и результатов нейрокогнитивных исследований
- Разработка, адаптация и оценка психометрических качеств линейки инструментов оценивания внепредметных (личностных и/или метапредметных) образовательных результатов и сопутствующих конструктов с использованием нейрокогнитивных инструментов и результатов нейрокогнитивных исследований
- Разработка рекомендаций для системы образования, направленных на улучшение образовательных результатов, на основе полученных результатов нейрокогнитивных исследований
Ключевые результаты
2020 г.
Изучены подходы и подготовлен обзор о применении нейрокогнитивных инструментов и результатов исследований для оценивания личностных образовательных результатов учащихся, описания проблем и вызовов для современных нейронаук в образовании и современных исследовательских и образовательных центров и программ, занимающихся данной проблематикой
2021 г.
Проведено исследование характеристик стимульного материала для оценивания процессов восприятия лиц на различных возрастных когортах (от 6 до 18 лет), проведено исследование вклада несимволического чувства числа в математические достижения учащихся в начальной школе, разработан дизайн исследования, направленного на изучение особенностей невербальной коммуникации у участников образовательного процесса в условиях виртуальной среды
2022 г.
Выявлены индивидуальные различия распознавания эмоций (эмпирические данные составили около 5000 респондентов и 294 стимула – изображения лица, выражающего ту или иную эмоцию). Выявлено, что респонденты оказались более точны при определении валентности эмоций, чем при их дифференциации, легче всего респондентами распознавались радость и удивление, а сложнее всего - эмоции нейтральной валентности такие, как гордость и облегчение
Распознавание эмоций по лицу индивидов разного возраста
2023 г.
Показано, что большинство практиков сферы образования определяют нейронауки как “сеть дисциплин”, которые изучают “все, что связано с мышлением и мозгом”; своё знакомство с нейронауками наши респонденты связывают в большей степени с процессом саморазвития и в то же время сообщают о нехватке приобретаемых знаний при получении высшего образования.
Обсуждая отношение практиков образования к наукам, изучающим мозг, можно утверждать, что в основном оно выражается в сомнениях и опасениях при понимании важности этой области (страх манипуляции мышлением людей со стороны ученых; недоверие к доказательности нейронаук за пределами нейробиологии и нейрохирургии; опасение о возможности проведения исследований в образовательном контексте из-за страхов родителей и учителей).
Из-за нехватки систематических теоретических знаний в области нейронаук практикам образования сложно систематически применять методы, основанные на нейронауках, в своей работе (кроме того, прослеживается подверженность нейромифам).
Образовательные программы
Образовательная программа магистратуры «Обучение и оценивание как наука»
Майнор «Исследователь в EdTech»
Учебный курс «Сравнительный анализ систем образования»
Онлайн курс «Универсальные компетентности и новая грамотность»
Публикации
- Kuzmina Y., Antipkina I. The Association between Approximate Number Sense (ANS) and Math Achievement Depends on the Format of the ANS Test // Journal of Cognition and Development. 2022. P. 545-570.
- Струкова А. С. и др. Представления учителей начальной школы о социально-эмоциональном развитии учащихся //Вопросы образования. – 2023. – №. 2. – С. 187-213. doi
- А.В. Петракова, Е.И. Лебедева, Ю.В. Кузьмина, Е.Н. Юрчик, Опыт создания Российской базы лиц, изображающих различные эмоции: Первый этап, психология. Журнал высшей школы экономики. 2024. Т. 21. № 2. С. 423–431, doi: 10.17323/1813-8918-2024-2-423-431
- Beliaeva A.Yu. (2024) How Students Behave While Solving Critical Thinking Tasks in an Unconstrained Online Environment: Insights from Process Mining. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 3 (1), pp. 4–26. doi
Инструменты
Российский тест на распознавание эмоциональных выражений
Конференции
Открытый семинар по образованию НИУ ВШЭ:
Григоренко Е.Л., профессор Хьюстонского Университета (США) Как нейронауки об образовании могут помочь в освоении навыков чтения? (Москва, Россия, 11 октября 2021 г.)
Установочное заседание регулярного междисциплинарного семинара «Нейронауки об образовании» Института образования НИУ ВШЭ, Департамента психологии НИУ ВШЭ, Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ, Центра языка и мозга НИУ ВШЭ (Москва, Россия, 1 апреля 2022 г.).
Доклад: Фабер А.Ю. «Нейронауки об образовании»
Семинар «История исследований в области нейрообразования» в рамках регулярного междисциплинарного семинара «Нейронауки в образовании» Института образования НИУ ВШЭ, Департамента психологии НИУ ВШЭ, Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ, Центра языка и мозга НИУ ВШЭ (Онлайн, 22 апреля 2022 г.)
Семинар «Нейробиологические основы когнитивного развития» в рамках регулярного междисциплинарного семинара «Нейронауки в образовании» Института образования НИУ ВШЭ, Департамента психологии НИУ ВШЭ, Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ, Центра языка и мозга НИУ ВШЭ (Онлайн, 20 мая 2022 г.)
Доклад: Арсалиду М. «Нейробиологические основы когнитивного развития»
Семинар «Нейромифы» в рамках регулярного междисциплинарного семинара «Нейронауки в образовании» Института образования НИУ ВШЭ, Департамента психологии НИУ ВШЭ, Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ, Центра языка и мозга НИУ ВШЭ (Онлайн, 8 июня 2022 г.)
Семинар «Фонологический дефицит и его мозговые корреляты у детей с дислексией» в рамках регулярного междисциплинарного семинара «Нейронауки в образовании» Института образования НИУ ВШЭ, Департамента психологии НИУ ВШЭ, Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ, Центра языка и мозга НИУ ВШЭ (Онлайн, 16 сентября 2022 г.)
Доклад: Дорофеева С.В., Больгина Т.А. «Фонологический дефицит и его мозговые корреляты у детей с дислексией»
Семинар «Как исследования категориального научения могут быть полезны в образовании» в рамках регулярного междисциплинарного семинара «Нейронауки об образовании» Института образования НИУ ВШЭ, Департамента психологии НИУ ВШЭ, Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ, Центра языка и мозга НИУ ВШЭ (Онлайн, 7 октября 2022 г.)
Доклад: Котов А.А. «Как исследования категориального научения могут быть полезны в образовании»
Семинар «Читают или делают вид?» в рамках регулярного междисциплинарного семинара «Нейронауки об образовании» Института образования НИУ ВШЭ, Департамента психологии НИУ ВШЭ, Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ, Центра языка и мозга НИУ ВШЭ (Онлайн, 28 октября 2022 г.).
Доклад: Бакай Е.А., Юсупова Э.М. «Читают или делают вид?» Тестовые стратегии чтения обучающихся 4 класса»
Семинар «Что мы знаем про мозг одарённого школьника?» в рамках регулярного междисциплинарного семинара «Нейронауки об образовании» Института образования НИУ ВШЭ, Департамента психологии НИУ ВШЭ, Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ, Центра языка и мозга НИУ ВШЭ (Онлайн, 18 ноября 2022 г.)
Семинар «Применение технологии многоуровневого анализа голоса в образовательном контексте» в рамках регулярного междисциплинарного семинара «Нейронауки об образовании» Института образования НИУ ВШЭ, Департамента психологии НИУ ВШЭ, Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ, Центра языка и мозга НИУ ВШЭ (Онлайн, 9 декабря 2022 г.)
Доклад: Поташов А.И. «Применение технологии многоуровневого анализа голоса в образовательном контексте»
Междисциплинарный семинар «Нейронауки об образовании»:
- Оценка гибких навыков у детей, имеющих нарушения внимания (Москва, Россия, 3 февраля 2023 г.)
- Диалог логопедических школ: Россия и Германия (онлайн, 3 марта 2023 г.)
- Управление когнитивной нагрузкой при создании цифрового образовательного материала (Москва, Россия, 31 марта 2023 г.)
- Темы для исследований, которые выбирают педагоги (онлайн, 9 июня 2023 г.)
- Поиск биомаркеров дислексии: как и зачем (онлайн, 23 июня 2023 г.)
- Модель психического как фактор социальной компетентности учащихся начальной и средней школы (онлайн, 22 сентября 2023 г.)
- Дети с расстройством аутистического спектра: возникновение, симптомы и интервенции (онлайн, 27 октября 2023 г.)
- Междисциплинарные исследования социального взаимодействия в обучении (онлайн, 17 ноября 2023 г.)
XXIV Ясинская (Апрельская) международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва, Россия, 4-14 апреля 2023 г.):
- Специальный круглый стол «Нейронауки в образовании» (14/04/2023)