• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

Гармонично развитая и социально ответственная личность – кто она?

17 декабря 2022 года при участии НЦМУ «Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала» состоялась стратегическая сессия «Концептуальные подходы к критериям гармонично развитой и социально ответственной личности (ГРСОЛ) в России». Одной из важнейших задач сессии стала разработка концепта гармонично развитой и социально ответственной личности и определение её критериев.

Гармонично развитая и социально ответственная личность - понятие, являющееся одним из ключевых индикаторов национальных целей развития. Мероприятие было направлено на определение концептуальных подходов к критериям гармонично развитой и социально ответственной личности, мониторинг динамики характеристик ГРСОЛ и разработку предложений по показателям для оценки политики содействия формированию гармонично развитой и социально ответственной личности. В качестве модератора дискуссии выступила Лилия Овчарова, проректор, директор Института социальной политики НИУ ВШЭ, инициатор НЦМУ ЦМИЧП. Антоний Швиндт, помощник Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко задал рамку дискуссии и обозначил главные задачи для дальнейших исследований в этом направлении.

В начале мероприятия был проведён интерактивный опрос. Участники в письменной форме ответили на вопрос: «Какие ассоциации у вас возникают при словосочетании гармонично развитая и социально ответственная личность?» Результаты были представлены в виде облака слов, отражающего наиболее часто возникающие представления о гармонично развитой и социально ответственной личности.

В ходе стратегической сессии Виталий Куренной, Директор Института исследований культуры НИУ ВШЭ, представил доклад «Исторического экскурс развития подходов, связанных с развитием и формированием конструкта «гармонично развитой и социально ответственной личности». Он представил историю понятия «всесторонне развитой личности» в России, а также генезис и смыслы этого концепта в историческом контексте государства.

Василий Аникин, старший научный сотрудник Центра стратификационных исследований Института социальной политики НИУ ВШЭ, представил доклад «Возможные подходы к построению теоретико-методологической концепции гармонично развитой и социально ответственной личности». Он подчеркнул, что гармоничность личности реализовывается в ее способности подготовиться к постоянным изменениям за счет накопления эмоционального капитала, а её развитие реализовывается в изменении ее системных качеств при взаимодействии с окружающим миром (обществом) и успешном преодолении трудностей.

Павел Сорокин, заведующий Лабораторией исследований человеческого потенциала и образования Центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ выступил с докладом «Самостоятельная и социально ответственная личность: индивидуальный созидательный потенциал как основа позитивных структурных трансформаций в эпоху де-структурации». По мнению спикера, особое внимание при оценке самостоятельности и социальной ответственности личности необходимо уделить роли созидательного индивидуального самостоятельного действия в поддержании и развитии сообществ, групп, социальных институтов и структур в целях коллективного/общественного благополучия, а также гармоничному сочетанию ключевых аспектов благополучия на уровне локальных контекстов и более широкой социальной среды, включая задачи обеспечения социальной устойчивости и солидарности в стране и мире в целом.

Владимир Магун, заведующий Лабораторией сравнительных исследований массового сознания НИУ ВШЭ, представил доклад «Эволюция базовых ценностей российского населения, 2006-2021гг.» В нём представлен вывод о том, что изменения ценностей населения России за пятнадцать лет сравнительно невелики, что указывает на значительную устойчивость усредненных ценностных показателей и дает представление о скорости/медленности их эволюции.

Антонина Носкова, профессор Кафедры социологии МГИМО МИД России, член экспертного совета ВАК по философии, социологии и культурологии, выступила с докладом «Востребованность новых качеств гармонически развитой личности в условиях современных вызовов». В ходе выступления были выделены качества, востребованные в переходные этапы развития общества. Это социально-психологическая и моральная упругость, поддержание и воспроизводство культурного и морального образца в сочетании с формированием новых качеств и свойств; способность адаптироваться к новым условия жизни с помощью выработки новых профессиональных навыков и умений; сбалансированная структура мотивации, гармония прав и обязанностей, обеспечивающая «дух дисциплины».

Михаил Гершман, директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, представил доклад «Роль креативной экономики в формировании гармонично развитой личности». В нём он представил концепт креативного класса, оценку востребованности и дефицита навыков и компетенций, а также анализ ценностей креативного класса в современном мире.

В качестве комментаторов на сессии выступили Роман Старченко, заместитель директора Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Илья Женин, заместитель директора Института общественных наук РАНХиГС, Иван Сафранчук директор Центра евроазиатских исследований ИМИ МГИМО МИД России, Оксана Синявская, заместитель директора Института социальной политики НИУ ВШЭ, Александр Соколов, директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ и Павел Серин, младший научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.