• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

Креативный класс России: профессии, навыки, основные тенденции

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» опубликовал специальный выпуск научного дайджеста. В нем представлены результаты количественного анализа креативного класса России – лиц, занятых в профессиях, связанных с творческой и интеллектуальной деятельностью, выполненного сотрудниками Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.

Креативный класс России: профессии, навыки, основные тенденции

©istock

Авторы исследования (М.А. Гершман, А.В. Демьянова,  Е. Ю. Полякова) отмечают, что в 2021 году численность креативного класса в России составила 3.4 млн человек, или 4.8% от общей численности занятых, а за пять лет она увеличилась практически на треть. Немногим менее половины (43.4%) всех занятых приходится всего на две профессии – специалистов по рекламе и маркетингу (24.4%) и разработчиков программного обеспечения (19%), а около 68% занятых в этом сегменте – на десять творческих профессий.



iStock

Для креативного класса в целом характерна концентрация в столицах и крупнейших городах. В России он сосредоточен преимущественно в Москве (25.1%) и Московской области (8%), Санкт-Петербурге (7.9%), Краснодарском крае (3.2%), Республике Татарстан (2.5%), Свердловской области (2.5%) и др. Наиболее типичный представитель российского креативного класса – это молодой мужчина 25–34 лет с высшим образованием, однако на протяжении последних лет прослеживается тенденция старения этой категории работников (что в целом соответствует общероссийским трендам развития рынка труда).

Авторы подчёркивают, что несмотря на устоявшиеся представления о преимущественно гибком и ненормированном графике работы представителей творческих профессий, в России у них в основном стандартная 40-часовая рабочая неделя и полный рабочий день. Кроме того, по специальности работают только около половины занятых в творческих профессиях в России. При этом наиболее важными для выполнения трудовых обязанностей оказались именно профессиональные навыки, непосредственно относящиеся к работе, а также навыки использования профессиональной документации и цифровые компетенции.

Среди универсальных навыков наибольшим спросом на «творческом рабочем месте» пользовались многозадачность, умение принимать решение, навыки поиска новых идей и стрессоустойчивость.

Руководитель проекта «Научный дайджест НЦМУ ЦМИЧП» – Ольга Ворон.

Специальный выпуск научного дайджеста доступен по ссылке.