Креативный класс России: профессии, навыки, основные тенденции
Авторы исследования (М.А. Гершман, А.В. Демьянова, Е. Ю. Полякова) отмечают, что в 2021 году численность креативного класса в России составила 3.4 млн человек, или 4.8% от общей численности занятых, а за пять лет она увеличилась практически на треть. Немногим менее половины (43.4%) всех занятых приходится всего на две профессии – специалистов по рекламе и маркетингу (24.4%) и разработчиков программного обеспечения (19%), а около 68% занятых в этом сегменте – на десять творческих профессий.
iStock
Для креативного класса в целом характерна концентрация в столицах и крупнейших городах. В России он сосредоточен преимущественно в Москве (25.1%) и Московской области (8%), Санкт-Петербурге (7.9%), Краснодарском крае (3.2%), Республике Татарстан (2.5%), Свердловской области (2.5%) и др. Наиболее типичный представитель российского креативного класса – это молодой мужчина 25–34 лет с высшим образованием, однако на протяжении последних лет прослеживается тенденция старения этой категории работников (что в целом соответствует общероссийским трендам развития рынка труда).
Авторы подчёркивают, что несмотря на устоявшиеся представления о преимущественно гибком и ненормированном графике работы представителей творческих профессий, в России у них в основном стандартная 40-часовая рабочая неделя и полный рабочий день. Кроме того, по специальности работают только около половины занятых в творческих профессиях в России. При этом наиболее важными для выполнения трудовых обязанностей оказались именно профессиональные навыки, непосредственно относящиеся к работе, а также навыки использования профессиональной документации и цифровые компетенции.
Среди универсальных навыков наибольшим спросом на «творческом рабочем месте» пользовались многозадачность, умение принимать решение, навыки поиска новых идей и стрессоустойчивость.
Руководитель проекта «Научный дайджест НЦМУ ЦМИЧП» – Ольга Ворон.
Специальный выпуск научного дайджеста доступен по ссылке.
Полякова Елена Юрьевна