Как изменился спрос населения на цифровые технологии после пандемии COVID-19?
Для того, чтобы выяснить, действительно ли население вернулось в привычную, «аналоговую» реальность после снятия основных ковидных ограничений, учёные из НЦМУ «Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала» провели научное исследование «Спрос населения на цифровые технологии и их влияние на повседневные практики, нормы и ценности», основываясь на онлайн-опросе пользователей Интернета в возрасте от 14 лет и старше. Респонденты оценивали степень использования Интернета для совершения различных действий по 5-балльной шкале, где 1 – «совсем без использования интернета», а 5 – «только с использованием интернета». Разработанная программа реализуется в ходе выполнения этапов научного проекта «Изучение вовлеченности населения в цифровую среду, эффектов «новой связности» и факторов цифрового неравенства».
Екатерина Стрельцова
Как отмечает один из авторов исследования, директор центра статистики и мониторинга науки и инноваций, старший научный сотрудник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Екатерина Стрельцова, этот опрос стал вторым этапом панельного обследования. В 2020 году, в период действия масштабных ограничительных мер, связанных с пандемией COVID-19, уже проводился опрос респондентов (1356 человек), и часть вопросов повторялась. Сопоставление данных за 2020 и 2021 годы позволило исследователям оценить динамику цифровизации повседневных практик. Так, учёные установили, что заметного спада цифровой активности после снятия ограничений не произошло (см. рисунок). Некоторые практики, наоборот, стали «более цифровыми». Это касается, например, финансовых и страховых услуг: если в 2020 году индекс их цифровизации составлял 68 пунктов (из 100 возможных), то в 2021 г. – уже 76. За время пандемии население, по всей видимости, привыкло к таким практикам, а уровень доверия к цифровым финансовым сервисам вырос. При этом немного снизился уровень цифровизации повседневных практик, которые до пандемии COVID-19 требовали физического нахождения индивида в определенном месте – в школе, офисе, театре, спортзале.
Индекс цифровизации социальных практик пользователей интернета
Так, проведённое исследование показало, что часть повседневных задач сегодня осуществляется преимущественно через Интернет (например, получение государственных услуг, заказ транспортных услуг), чему, безусловно, поспособствовало активное развитие цифровых сервисов в последние годы. Однако даже среди «адептов» цифрового образа жизни полного замещения традиционных практик цифровыми не наблюдается, что обусловлено многими факторами. Некоторые задачи пока можно решить только лично, офлайн, а другие – несмотря на доступность цифрового аналога – имеют гораздо более высокую ценность при реализации в традиционной социальной, а не цифровой среде. Так, просмотр спектакля онлайн вряд ли заменит поход в театр.
Проект выполнен при финансовой поддержке Фонда развития прикладных исследований НИУ ВШЭ в рамках Программы создания и развития НЦМУ ЦМИЧП (при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2020-928).
Статья относится к серии материалов о проектах ФРПИ-НЦМУ 2021. Другие материалы доступны по ссылке.