• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

3.1.3 Научный проект «Человеческий потенциал: эффекты и отдача от образования»

Сорокин Павел Сергеевич
Руководитель

Период реализации проекта 

2020-2025

Связь научного проекта с тематикой человеческого потенциала

«Парадокс производительности», связанный со снижением отдачи от формальных показателей охватов образованием, а также практическая дискуссия, ведущаяся в поле различных наук вокруг «новых требований» к человеку, новых способов ответа на эти требования и новых аспектов отдачи от него, в том числе, в рамках человеческого капитала, вызывает необходимость комплексного междисциплинарного исследования, которое интегрирует наработки из социологии, экономики, психологии, менеджмента и других наук для разработки комплексной модели содержания, каналов формирования и эффектов человеческого капитала.

Научный проект «Человеческий потенциал: эффекты и отдача от образования» фокусируется на анализе вопросов, связанных с так называемым «предпринимательским элементом» человеческого капитала. Его роль предположительно возрастает в условиях пост-пандемийного мира и наблюдаемой динамики развития социальных структур и институтов в основных сферах общественной жизни, включая сферу труда.

Цель проекта:

разработка комплексной мульти-дисциплинарной теоретической модели содержания, каналов формирования и эффектов человеческого потенциала на основе изучения динамики изменений структурных и институциональных условий в различных областях общественной жизни и связанных с ними новых требований к человеческому потенциалу на индивидуальном и коллективном уровне, а также к институтам развития человека и образования в части формирования соответствующих характеристик; изучение роли отдельных институциональных факторов, влияющих на возможности образования по формированию человеческого потенциала, разработка модели оценки эффективности вузов в новых условиях, в том числе, с точки зрения вклада в формирование человеческого потенциала и других эффектов

Задачи проекта:

  1. Разработка комплексной мульти-дисциплинарной теоретической модели содержания, каналов формирования и эффектов человеческого потенциала
  2. Разработка концептуальной модели, описывающей и объясняющей роль образования в развитии предпринимательства и институциональных трансформациях (в том числе, через инициативное развитие человеческого капитала/потенциала)
  3. Определение факторов среды и характеристик учащихся, которые в наибольшей степени связаны с успешной предпринимательской траекторией
  4. Разработка концептуальной модели для анализа факторов, обуславливающих дифференциацию образовательных и профессиональных траекторий, социальную мобильность, включая анализ долгосрочных эффектов профессиональной траектории выпускников вузов

Ключевые результаты

2020 г.

Проведена разработка базовой концептуальной модели эффектов человеческого капитала с учетом структурных и институциональных факторов.

Разработана базовая концептуальная модель вклада образования в развитие предпринимательства и институциональные трансформации, осуществлено моделирование эффектов «предпринимательского элемента» человеческого капитала.

2021 г.

На основе изучения, критического анализа и обобщения передовых отечественных и зарубежных поли- и междисциплинарных разработок в областях, релевантных для проблематики человеческого потенциала, созданы основные теоретические модели и методологические инструменты, позволяющие проводить комплексные исследования в области содержания, каналов формирования и эффектов человеческого потенциала (в том числе с фокусом на характеристиках, связанных с «агентностью» и «предпринимательским элементом» человеческого капитала/потенциала)

2022 г.

Проведено исследование 36 образовательных инициатив, связанных с обучением работе на фондовом рынке. Результаты показывают, что в России сформировалось 2 типа образовательных инициатив. Первый тип - формальные и не ориентированные на глубокое погружение в тему программы от институциональных брокеров, второй тип – образовательные инициативы, которые находятся в "серой" зоне, зачастую не имеющие образовательной лицензии и охватывающие сравнительно небольшие аудитории, однако демонстрирующие высокую эффективность в части поддержки “агентности” населения в области предпринимательства, а также в широком круге неэкономических вопросов

2023 г.

Обнаружен разрыв между:
• С одной стороны, объективно растущей массовой вовлеченностью населения России в работу на фондовом рынке, заинтересованностью граждан во владении соответствующими инструментами как для повышения индивидуального дохода через инвестиции, так и для поддержки развития собственных предпринимательских проектов.
• С другой стороны, растущим дефицитом понимания у заинтересованного в фондовом рынке населения экономической ситуации на глобальном и национальном уровне (включая последствия СВО) и вытекающими из этого ограниченными способностями использовать новые возможности, которые предоставляют современные инструменты инвесторам и предпринимателям (например, ОФЗ и новые IPO на российской бирже («третий эшелон»))
Из этого вытекает необходимость совершенствования существующих институциональных механизмов поддержки продуктивного действия населения (включая как студентов, так  более взрослое население) в новых экономических реалиях и связанных с ними ключевых институтах, включая фондовый рынок, – в особенности с учетом задачи поддержки университетского технологического предпринимательства. Прежде всего, это запрос к сфере образования в части развития человеческого потенциала. Определены принципы и основные элементы содержания образования для ликвидации указанного разрыва на уровне высшего образования и в сфере обучения взрослых.

Владение современными финансовыми инструментами как элемент человеческого потенциала студентов и взрослых: запрос к сфере образования, факторы и эффекты

Образовательные программы 

Образовательная программа магистратуры «Обучение и оценивание как наука»

Образовательная траектория «Дизайн образовательных продуктов» на магистерской программе «Педагогическое образование»

Майнор «Исследователь в EdTech»

Учебный курс «Управление человеческим потенциалом» специализации «Социальная политика» на магистерской программе «Государственное и муниципальное управление»

Серия совместных образовательных мастер-классов НИУ ВШЭ и РАНХиГС «Социальное и гуманитарное измерение человеческого потенциала» 

Учебный курс «Сравнительный анализ систем образования»

Публикации

  1. Сорокин П.С., Попова Т.А.  Классические и современные подходы к исследованию солидарности: проблемы и перспективы в условиях деструктурации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21. № 3. С. 457-468.
  2. Сорокин П.С., Повалко А.Б, Вятская (Матюненко) Ю.А. Повалко А.Б. Открытые инициативы по обучению предпринимательству: характеристика российского поля // Foresight and STI Governance vol. 15, no 3, pp. 35-51.
  3. Сорокин П.С., Фрумин И.Д.  ‘Utility’ of education and the role of transformative agency: Policy challenges and agendas // Policy Futures in Education (https://doi.org/10.1177/14782103211032080)
  4. Сорокин П.С.  Современная социологическая теория: вызовы и возможности для российской социологии // Социологические исследования. 2021. № 11. С. 12-23.
  5. Сорокин П. С., Попова Т. А. Качество человеческого капитала – ответ на вызовы социальной политики в условиях деструктурации /Журнал исследований социальной политики. – 2022. – Т. 20. – №. 1. – С. 157-168. doi
  6. Сорокин П. С., Вятская Ю. А. Международная экспертная повестка в образовании: ключевые характеристики и проблемные зоны //Образование и наука. – 2022. – Т. 24. – №. 1. – С. 11-52. doi
  7. Обучение предпринимательству в вузах России и мира: зачем, как и с какими результатами? / Авт. коллектив: П. С. Сорокин, А. Б. Повалко, С. Е. Черненко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 48 с. — 200 экз. — (Современная аналитика образования. № 9 (39))
  8. Региональная дифференциация доступности высшего образования в России / С. С. Малиновский, Е. Ю. Шибанова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 68 с. — 300 экз. — (Современная аналитика образования. № 13 (43))
  9. Доклад «Оценка универсальных компетенций как результатов высшего образования». Авторский коллектив: С. М. Авдеева, П. В. Гасс, Е. Ю. Карданова, Ю. Н. Корешникова, А. А. Куликова, Е. А. Орел, Т. В. Пащенко, П. С. Сорокин. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2021.
  10. Доклад «Как и зачем измерять профессиональные навыки?». Авторский коллектив: П. С. Сорокин, В. А. Мальцева, П. В. Гасс. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2021.
  11. Новые требования к человеческому потенциалу: развитие самостоятельности. [Текст]: докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2022 г. / П.  С.  Сорокин, И.  Д.  Фрумин, Е.  А.  Терентьев, Ю.  Н.  Корешникова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. — 51 с.
  12. Малиновский С. С., Шибанова Е. Ю. Причины и факторы завершения экспансии высшего образования в России //Социологический журнал. – 2022. – №. 3. – С. 8-37. doi
  13. П.С. Сорокин, И.А. Афанасьева, В.К. Шмаевка, Д. Павлюк. "Индивидуальная «агентность» как элемент человеческого потенциала: виды, проявления и эффекты в корпоративном секторе". Научный дайджест НЦМУ ЦМИЧП, Выпуск № 10 (27). 2023. 

Инструменты

Инструментарий для исследования проявления «агентности» среди учащихся

РИД

Тимофеев А.А. База данных «Результаты анализа инициатив обучения работе на фондовом рынке». Свидетельство о государственной регистрации базы данных №2023623360 от 06.10.2023 г.

Конференции

XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва, Россия, 13-30 апреля 2021 г.):
- Cпециальный круглый стол «Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования» (19.04.2021)
- Cпециальные сессии «Обучение предпринимательству: институциональный ландшафт и педагогические подходы» и «Агентность, автономия, резильентность: взгляд через призму образования» в рамках Секции W (симпозиума) «Новые компоненты человеческого потенциала: понимание, измерение и развитие»

Семинар «Концепции предпринимательства: сопоставление и выводы для образования» (Москва, Россия, 2 июня 2021 г.)

Совместный семинар НИУ ВШЭ и Всемирного Банка «Отдача от образования в России на фоне международных сопоставлений: высокая или низкая?» из серии мероприятий в рамках программы «Навыки и компетенции: отдача, формирование, инструменты оценки» (Москва, Россия, 14 октября 2021 г.)

Круглый стол «Региональная аналитика и политика высшего образования» из серии мероприятий в рамках программы «Навыки и компетенции: отдача, формирование, инструменты оценки» (Москва, Россия, 14 октября 2021 г.)

Круглый стол «Поддержка технологического предпринимательства в вузах: институциональные условия и индивидуальные траектории» (в рамках XII Международной российской конференции исследователей высшего образования (конференция ИВО):
- Университеты в поисках качества: внешние оценки, внутренние цели и научно-образовательные результаты) из серии мероприятий в рамках программы «Навыки и компетенции: отдача, формирование, инструменты оценки» (Москва, Россия, 14 октября 2021 г.)

Семинар «Агентность: трактовки понятия в современных исследованиях» Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования (Онлайн, 3 марта 2022 г.). Из серии конференций и семинаров в рамках программы «Навыки и компетенции: отдача, формирование, инструменты оценки»

Семинар «Школа как она есть» Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования  (Онлайн, 3 марта 2022 г.). Из серии конференций и семинаров в рамках программы «Навыки и компетенции: отдача, формирование, инструменты оценки»

Семинар «Обучение предпринимательству: зарубежная практика и результаты исследований в России» Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования (Онлайн, 24 марта 2022 г.).  Из серии конференций и семинаров в рамках программы «Навыки и компетенции: отдача, формирование, инструменты оценки»

Семинар «Роль наставника в предпринимательском образовании»  Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования (Онлайн, 24 марта 2022 г.). Из серии конференций и семинаров в рамках программы «Навыки и компетенции: отдача, формирование, инструменты оценки»

Семинар «Образовательные инициативы в области работы на фондовом рынке в России: первые результаты поискового исследования» Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования (Онлайн, 31 марта 2022 г.). Из серии конференций и семинаров в рамках программы «Навыки и компетенции: отдача, формирование, инструменты оценки»

Семинар «Экосистема обучения предпринимательству (кейсы разных стран)» Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования (Онлайн, 7 апреля 2022 г.). Из серии конференций и семинаров в рамках программы «Навыки и компетенции: отдача, формирование, инструменты оценки»

XXIII Ясинская (Апрельская) международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва, Россия, 5-22 апреля 2022 г.):
«Развитие инновационного и предпринимательского человеческого потенциала: что могут сделать университеты» в рамках Секции V «Экономика и социология образования»  (08/04/2022): 
Сорокин П.С. «Формирование предпринимательского человеческого потенциала как задача вузов: проблемы и фронтиры», 
Морозова Е.В. «Роль наставничества в обучении технологическому предпринимательству»
- Специальный круглый стол «Новые требования к человеческому потенциалу: развитие самостоятельности» с представление одноименного доклада (19/04/2022)

XXIV Ясинская (Апрельская) международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва, Россия, 4-14 апреля 2023 г.):
- Круглый стол «Инновационные направления исследований человеческого потенциала» (07/04/2023)
- Круглый стол «Наставничество как инструмент развития человеческого потенциала» (13/04/2023)

XV конгресс антропологов и этнологов России (Санкт-Петербург, Россия, 26-30 июня 2023 г.):
- Круглый стол «Человеческий потенциал, социальная устойчивость и культурное многообразие в условиях глобальных вызовов» НИУ ВШЭ и ИЭА РАН. Сорокин П.С. Человеческий потенциал культурно сложных обществ в эпоху деструктурации (28/06/2023)

Круглый стол «Предпринимательская экосистема в вузах России: состояние и перспективы» (Москва, Россия, 26 октября 2023 г.)

Серия мастер-классов «Человеческий потенциал: подходы к изучению и измерению» НИУ ВШЭ и РАНХиГС (онлайн, 28 октября – 23 декабря 2023 г.). Сорокин П.С., Тимофеев А.А. Человеческий потенциал в условиях нового миропорядка: концептуальное осмысление с учетом актуальных трендов и вызовов (18/11/2023)