• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

Развитие инновационного и предпринимательского человеческого потенциала: что могут сделать университеты?

8 апреля на XXIII Ясинской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества состоялась специальная сессия НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» под названием «Развитие инновационного и предпринимательского человеческого потенциала: что могут сделать университеты?». Мероприятие было организовано в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2020-928).

                

Открыл сессию старший научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Павел Сорокин, выступив с докладом «Формирование предпринимательского человеческого потенциала как задача вузов: проблемы и фронтиры». Описанная в названии проблема носит глобальный характер, многие страны мира активно вкладываются в создание эффективных экосистем предпринимательства (зачастую, с ведущей ролью вузов). Сорокин выделил ключевые проблемы, с которыми столкнулись российские вузы в рамках формирования предпринимательского капитала: определение самого понятия «предпринимательский человеческий капитал» и роль вузов в формировании этого элемента человеческого капитала. Основываясь на собственном опыте и изучении различных кейсов по формированию человеческого капитала, спикер констатировал: попытки «обучать» предпринимательству в традиционных для вузов пассивных форматах недостаточно эффективны. Для эффективной работы нужна погруженность в реальную практическую деятельность, чего не могут в полной мере обеспечить ни онлайн-курсы, ни значительная часть кадрового состава, вовлеченного в обучение предпринимательству в вузах. С другой стороны, усилиями по созданию специализированных «предпринимательских структур» тоже нельзя ограничиваться. В частности, успех подобной модели в большой степени зависит от руководителя подобной структуры. Возможным дополнением по отношению к уже запущенным инициативам и созданным инструментам может стать непосредственная деятельность начинающих предпринимателей в реальной, в том числе вне-вузовской среде, с опорой на ресурсы университета. 

Доклад исследователей из Института образования НИУ ВШЭ Ильи Коршунова и Наталии Ширковой был посвящен программам дополнительного образования в вузах как одному из способов повышения инновационного и предпринимательского потенциала экономики регионов. Докладчики представили собственный теоретико-методологический подход определения наиболее значимых для высокопроизводительного развития отраслей, навыков и компетенций действующих работников. Коршунов и Ширкова выявили, что состав запрашиваемых работодателями компетенций не зависит от субъекта Российской Федерации и устойчив в конкретной профессиональной отрасли на всей территории страны. Выяснилось, что структуру запросов работодателей на навыки и компетенции работников можно сопоставить со структурой отраслевой валовой добавленной стоимости. Согласно статистически доказанному прогнозу авторов, рост запроса только на высококвалифицированные навыки работников в субъектах Российской Федерации взаимосвязан с увеличением валовой добавленной стоимости в соответствующих отраслях. Эксперты обратили внимание участников сессии на то, что вузам необходимо сконцентрироваться на передаче студентам и слушателям программ дополнительного профессионального образования наукоемких, высокопроизводительных компетенций, так как именно они в конечном итоге и приводят к увеличению производительности труда, внедрению новых производств и привлечению инвестиций в отрасль.

Два следующих выступления были посвящены формированию предпринимательского компонента человеческого капитала через призму обучения на рабочем месте или в корпоративных университетах крупных предприятий. Так, директор Открытого университета Сколково Екатерина Морозова представила доклад «Роль наставничества в обучении технологическому предпринимательству». Несмотря на то, что сейчас большое внимание уделяется поддержке студенческого технологического предпринимательства и участию вузов в движении «Стартап как диплом», большинство молодежных проектов и команд распадается задолго до получения востребованных обществом и экономикой результатов. Причины данного явления разнообразны и многочисленны: отсутствие устойчивой мотивации для занятий предпринимательской деятельностью, конфликт учебной и проектной деятельности, дефицит знаний, опыта и навыков ведения предпринимательской деятельности и так далее. Морозова поделилась опытом эффективного сопровождения молодежных предпринимательских проектов — наставничества. Спикер проанализировала деятельность наставников в образовательно-акселерационных программах Открытого университета Сколково. Именно за счет наставничества проектным командам часто удается сохранять мотивацию и фокус на достижении результата. В конечном счете, они получают продукт, который будет решать проблемы конкретных людей. Обладая знаниями в области предпринимательской деятельности, наставник формирует необходимый опыт и экспертизу у проектной команды, а также позволяет проекту значительно быстрее с меньшими издержками пройти путь развития.

Начальник Центра развития образовательных технологий СберУниверситета Вячеслав Юрченков представил доклад «Переподготовка в условиях инновационной и предпринимательски-ориентированной экономики». Выступление построено на основе собственных исследований, представленных в аналитическом отчете СберУниверситета «Переподготовка как ответ на вызовы нового мира работы». Юрченков отметил, что сегодня многие компании находятся в уникальных обстоятельствах: у сотрудников сформирован сильный внутренний запрос на собственное развитие, который синхронизируется и с потребностью организаций в постоянно обучающихся проактивных работниках. Эксперт ответил на вопросы: в чем разница между переподготовкой и повышением квалификации? Как меняется рынок труда и карьера, в том числе после коронавирусной пандемии? Какие отрасли находятся в наиболее нестабильных условиях, и представителям каких отраслей нужно больше времени тратить на своё переобучение? Какие существуют примеры организации программ переподготовки в условиях инновационной и предпринимательски-ориентированной экономики? Как в этом направлении работает СберУниверситет? В конце выступления спикер подытожил, что в настоящий момент переподготовка работников происходит процесс трансформации и превращается в мощный инструмент для ответов вызовам современности.