Обучение фондовому рынку как элемент развития человеческого потенциала
Научная рамка исследования
Исследование проводилось в рамках научного проекта НЦМУ 3.1.3 Человеческий потенциал: эффекты и отдача от образования
Год реализации: 2022
Связь научного проекта с тематикой человеческого потенциала
Среди новых трендов в развитии образования большое внимание уделяется образованию в сфере предпринимательства. На этом фоне практически незамеченным исследователями осталось то, что сформировался особый массовый феномен, непосредственно связанный с предпринимательской деятельностью – российский фондовый рынок. Фактически, стихийно возник институт, который по своему объему и значению превосходит даже самые успешные инициативы, направленные на вовлечение в предпринимательство. Фондовый рынок может рассматриваться одновременно в двух ракурсах: как институт для привлечения финансирования предпринимателями для развития своего бизнеса и как совокупность бизнесов, которые могут быть предметом для инвестирования предприимчивыми гражданами, нацеленными на получение дополнительного дохода. При этом работа на фондовом рынке требует специальных знаний и навыков, которые по своему объему превышают знания, необходимые для открытия и ведения счета индивидуального предпринимателя.
С точки зрения теории человеческого капитала, институты образования дают ответы на вызовы рынка. Данный проект фокусируется на том, какой ответ дает образование на вызов, связанный с массовым феноменом фондового рынка, и какое место в этом ответе занимает предпринимательская подготовка, развитие предпринимательских компетенций.
Цель проекта
Исследование актуального состояния и проблем обучения работе на фондовом рынке в Российской Федерации как инструмента развития человеческого потенциала
Задачи проекта
- Разработка и апробация инструментария для картирования существующих инициатив обучения фондовому рынку
- Разработка рекомендаций по формированию учебных программ обучения фондовому рынку для взрослых и для студентов
- Разработка рекомендации по интеграции тематики фондового рынка в существующие инициативы обучения предпринимательству в России
- Разработка рекомендаций по возможному выходу вузов на рынок инициатив обучения работе на фондовом рынке
Ключевые результаты
Выявлена необходимость разработки новых программ, связанных именно с работой на фондовом рынке для студентов вузов, предложено несколько возможных форматов для потенциальных новых образовательных продуктов по тематике фондового рынка. Рекомендуется прямое партнерство с крупными банками и провайдерами финансовых услуг, реализующими инициативы обучения или квази-обучения работе на фондовом рынке.
Предложен комплекс новых мер поддержки предпринимательства в вузах через включение начинающих предпринимателей и их команд в новые рынки, открытие новых источников инвестиций и решение актуальных задач технологической модернизации на принципах честной и открытой рыночной конкуренции.
Публикации
Сорокин П. С., Тимофеев А. А. Обучение работе на фондовом рынке в России: ключевые характеристики, проблемы и рекомендации. Информационный бюллетень Вып. No 6 (48). Мониторинг экономики образования. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2023
РИД
Тимофеев А.А. База данных «Результаты анализа инициатив обучения работе на фондовом рынке» Свидетельство о государственной регистрации базы данных №2023623360 от 06.10.2023 г.
Об исследовании простым языком
Почему большинству россиян не хватает знаний о фондовом рынке и как это исправить?
Как инновации могут помочь в изучении потенциала человека?
Обучение работе на фондовом рынке: ученые НЦМУ и их исследование в новом выпуске подкаста
Потенциал человека: просто о главном. #2 Как происходит обучение работе на фондовом рынке?