• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

Обучение фондовому рынку как элемент развития человеческого потенциала

Руководитель

Сорокин Павел Сергеевич

Научная рамка исследования

Исследование проводилось в рамках научного проекта НЦМУ 3.1.3 Человеческий потенциал: эффекты и отдача от образования

Год реализации: 2022

Связь научного проекта с тематикой человеческого потенциала

Среди новых трендов в развитии образования большое внимание уделяется образованию в сфере предпринимательства. На этом фоне практически незамеченным исследователями осталось то, что сформировался особый массовый феномен, непосредственно связанный с предпринимательской деятельностью – российский фондовый рынок. Фактически, стихийно возник институт, который по своему объему и значению превосходит даже самые успешные инициативы, направленные на вовлечение в предпринимательство. Фондовый рынок может рассматриваться одновременно в двух ракурсах: как институт для привлечения финансирования предпринимателями для развития своего бизнеса и как совокупность бизнесов, которые могут быть предметом для инвестирования предприимчивыми гражданами, нацеленными на получение дополнительного дохода. При этом работа на фондовом рынке требует специальных знаний и навыков, которые по своему объему превышают знания, необходимые для открытия и ведения счета индивидуального предпринимателя.

С точки зрения теории человеческого капитала, институты образования дают ответы на вызовы рынка. Данный проект фокусируется на том, какой ответ дает образование на вызов, связанный с массовым феноменом фондового рынка, и какое место в этом ответе занимает предпринимательская подготовка, развитие предпринимательских компетенций.

Цель проекта

Исследование актуального состояния и проблем обучения работе на фондовом рынке в Российской Федерации как инструмента развития человеческого потенциала

Задачи проекта

  1. Разработка и апробация инструментария для картирования существующих инициатив обучения фондовому рынку
  2. Разработка рекомендаций по формированию учебных программ обучения фондовому рынку для взрослых и для студентов
  3. Разработка рекомендации по интеграции тематики фондового рынка в существующие инициативы обучения предпринимательству в России
  4. Разработка рекомендаций по возможному выходу вузов на рынок инициатив обучения работе на фондовом рынке

Ключевые результаты

Выявлена необходимость разработки новых программ, связанных именно с работой на фондовом рынке для студентов вузов, предложено несколько возможных форматов для потенциальных новых образовательных продуктов по тематике фондового рынка. Рекомендуется прямое партнерство с крупными банками и провайдерами финансовых услуг, реализующими инициативы обучения или квази-обучения работе на фондовом рынке.

Предложен комплекс новых мер поддержки предпринимательства в вузах через включение начинающих предпринимателей и их команд в новые рынки, открытие новых источников инвестиций и решение актуальных задач технологической модернизации на принципах честной и открытой рыночной конкуренции.

Публикации

Сорокин П. С., Тимофеев А. А. Обучение работе на фондовом рынке в России: ключевые характеристики, проблемы и рекомендации. Информационный бюллетень Вып. No 6 (48). Мониторинг экономики образования. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2023

РИД

Тимофеев А.А. База данных «Результаты анализа инициатив обучения работе на фондовом рынке» Свидетельство о государственной регистрации базы данных №2023623360 от 06.10.2023 г.

Об исследовании простым языком

Почему большинству россиян не хватает знаний о фондовом рынке и как это исправить?

Как инновации могут помочь в изучении потенциала человека?

Обучение работе на фондовом рынке: ученые НЦМУ и их исследование в новом выпуске подкаста

Потенциал человека: просто о главном. #2 Как происходит обучение работе на фондовом рынке?