• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

Почему большинству россиян не хватает знаний о фондовом рынке и как это исправить?

Среди новых трендов в развитии образования всё больше внимания уделяется образованию в сфере предпринимательства. Однако осталось практически незамеченным то, что сформировался особый массовый феномен, непосредственно связанный с предпринимательской деятельностью - российский фондовый рынок. Иными словами, возник институт, который по своему объему и значению превосходит даже самые успешные инициативы, направленные на вовлечение в предпринимательство. Каких специальных знаний и навыков требует работа на фондовом рынке? Почему современная система образования не отвечает базовым требованиям качества знаний об этом институте? Как решить проблему нехватки качественного обучения фондовому рынку?

Почему большинству россиян не хватает знаний о фондовом рынке и как это исправить?

© iStock

Чтобы ответить на эти и другие вопросы, учёные Научного центра мирового уровня «Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала» (НЦМУ ЦМИЧП) НИУ ВШЭ провели исследование, посвящённое изучению проблем, связанных с обучением работе на фондовом рынке в России. В рамках проекта «Обучение фондовому рынку как элементу развития человеческого потенциала» авторам удалось произвести комплексный анализ актуального состояния и проблем обучения работе на фондовом рынке. Для того, чтобы узнать больше, мы поговорили с авторами исследования – Павлом Сорокиным и Александром Тимофеевым. Разработанная программа реализуется в ходе выполнения этапов научного проекта "Человеческий потенциал: эффекты и отдача от образования".   

 

Сегодня фондовый рынок играет большую роль в понимании экономики в целом. Фондовый рынок - это место, где происходит торговля акциями, облигациями, валютами и прочими активами. Его растущая автономность требует больших знаний и навыков, а значит, запрос на образование в этой сфере только растет. Кроме того, в России этот институт появился существенно позднее, чем в других странах. Поэтому необходимость в понимании того, как работает фондовый рынок, стоит особенно остро. «В отличие от других стран, в России наблюдается высокая цифровизация экономической жизни. Наша страна отличается простотой в использовании различных электронных ресурсов, людям легко выйти на фондовый рынок, однако знаний о том, что это такое, не хватает, хотя интерес к этой области большой», - поясняет Павел Сорокин.

 

Анализ интервью и фокус-групп, проведенный авторами в рамках исследования, показал, что сегодня важнейшее место среди недостающих навыков занимает умение работать с инструментами фондового рынка, финансово-экономическая грамотность, планирование и тайм-менеджмент, разработка бизнес-плана и маркетинговой стратегии. Так, была выявлена явная потребность в так называемых hard skills – навыках, связанных с финансово-экономическим сектором. Безусловно, без качественного обучения работе на фондовом рынке эти навыки развить самостоятельно достаточно сложно. Неорганизованный подход к получению новых знаний в этой области ведет к стагнации в сфере развития фондового рынка как института, влияющего на предпринимательство и экономику страны в целом. Разработанная методика должна объединять в себе как технические аспекты (как совершать сделки), так и систематические (какие экономические, политические и социальные процессы стоят за изменением котировок валют и акций, а также какие требования к организации бизнеса позволяют ему быть устойчивым и успешным в соответствии с международными стандартами).

Результаты опроса студентов: навыки, важные для старта предпринимательской деятельности. Источник: НИУ ВШЭ, данные опроса студентов российских вузов в рамках Мониторинга экономики образования, 2022 г.

 

Сейчас существуют два разных подхода к обучению работе на фондовом рынке. Первый заключается в восприятии фондового рынка как части большой экономической системы. Второй - это обучение исключительно выполнению конкретных операций на фондовом рынке, но не пониманию его как системы. И именно второй подход не соответствует реальным запросам людей. Так, получается, что человек учится покупать и продавать акции, но это не приводит к повышению его финансовой грамотности и не даёт конкретных знаний о современной экономической системе. При этом запрос на получение новых знаний и навыков не уменьшается.  «Население России имеет системный и растущий интерес к пониманию работы на фондовом рынке, и этот запрос пока не получает адекватного ответа со стороны как формального, так и неформального образования», - добавляет Павел Сорокин.

 

Использование инструментов фондового рынка для развития предпринимательства может привести к значимым социально-экономическим и социально-политическим эффектам. Так, это может способствовать реальному экономическому росту, развитию инноваций, росту культуры управления в российской бизнес-среде, созданию новых рабочих мест и значительному росту финансовой грамотности населения.

 

В ходе исследования авторы пришли к двум важным выводам. Во-первых, понимание механизмов фондового рынка напрямую связано с развитием того набора качеств и навыков, который называют «агентностью», то есть предпринимательской активностью, которая отвечает за способность отдельного индивида совершать действия, меняющие объективную экономическую и социальную реальность. «Мы должны использовать фондовый рынок и институты развития агентности и институты развития предпринимательской активности как драйверы для системной перестройки в том числе и системы образования» - добавляет Александр Тимофеев. Во-вторых, фондовый рынок служит очень важным примером нового структурного состояния современного экономики – деструктурации (ситуации, когда благополучие даже крупных структур сильно зависит от индивидуальной предприимчивости, активности, инициативности) и важнейшим институтом, на котором реализуются прямые предпринимательские навыки.

 

Фокус будущих исследований будет направлен на то, чтобы выявить наиболее

эффективные практики и методики в образовательном сегменте, связанным с обучением работе на фондовом рынке. Дать конкретные рекомендации и помочь сформировать учебные программы на разных уровнях таким образом, чтобы мы смогли получить реальный прирост практических навыков и реальный прирост предпринимательской активности.

 

Анастасия Андрианова

 

Проект выполнен в рамках совместного гранта НЦМУ ЦМИЧП – ФРПИ (при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325).

 

Статья относится к серии материалов о проектах ФРПИ-НЦМУ 2022.

 

Другие материалы доступны по ссылке.