Почему большинству россиян не хватает знаний о фондовом рынке и как это исправить?
Чтобы ответить на эти и другие вопросы, учёные Научного центра мирового уровня «Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала» (НЦМУ ЦМИЧП) НИУ ВШЭ провели исследование, посвящённое изучению проблем, связанных с обучением работе на фондовом рынке в России. В рамках проекта «Обучение фондовому рынку как элементу развития человеческого потенциала» авторам удалось произвести комплексный анализ актуального состояния и проблем обучения работе на фондовом рынке. Для того, чтобы узнать больше, мы поговорили с авторами исследования – Павлом Сорокиным и Александром Тимофеевым. Разработанная программа реализуется в ходе выполнения этапов научного проекта "Человеческий потенциал: эффекты и отдача от образования".
Сегодня фондовый рынок играет большую роль в понимании экономики в целом. Фондовый рынок - это место, где происходит торговля акциями, облигациями, валютами и прочими активами. Его растущая автономность требует больших знаний и навыков, а значит, запрос на образование в этой сфере только растет. Кроме того, в России этот институт появился существенно позднее, чем в других странах. Поэтому необходимость в понимании того, как работает фондовый рынок, стоит особенно остро. «В отличие от других стран, в России наблюдается высокая цифровизация экономической жизни. Наша страна отличается простотой в использовании различных электронных ресурсов, людям легко выйти на фондовый рынок, однако знаний о том, что это такое, не хватает, хотя интерес к этой области большой», - поясняет Павел Сорокин.
Анализ интервью и фокус-групп, проведенный авторами в рамках исследования, показал, что сегодня важнейшее место среди недостающих навыков занимает умение работать с инструментами фондового рынка, финансово-экономическая грамотность, планирование и тайм-менеджмент, разработка бизнес-плана и маркетинговой стратегии. Так, была выявлена явная потребность в так называемых hard skills – навыках, связанных с финансово-экономическим сектором. Безусловно, без качественного обучения работе на фондовом рынке эти навыки развить самостоятельно достаточно сложно. Неорганизованный подход к получению новых знаний в этой области ведет к стагнации в сфере развития фондового рынка как института, влияющего на предпринимательство и экономику страны в целом. Разработанная методика должна объединять в себе как технические аспекты (как совершать сделки), так и систематические (какие экономические, политические и социальные процессы стоят за изменением котировок валют и акций, а также какие требования к организации бизнеса позволяют ему быть устойчивым и успешным в соответствии с международными стандартами).
Результаты опроса студентов: навыки, важные для старта предпринимательской деятельности. Источник: НИУ ВШЭ, данные опроса студентов российских вузов в рамках Мониторинга экономики образования, 2022 г.
Сейчас существуют два разных подхода к обучению работе на фондовом рынке. Первый заключается в восприятии фондового рынка как части большой экономической системы. Второй - это обучение исключительно выполнению конкретных операций на фондовом рынке, но не пониманию его как системы. И именно второй подход не соответствует реальным запросам людей. Так, получается, что человек учится покупать и продавать акции, но это не приводит к повышению его финансовой грамотности и не даёт конкретных знаний о современной экономической системе. При этом запрос на получение новых знаний и навыков не уменьшается. «Население России имеет системный и растущий интерес к пониманию работы на фондовом рынке, и этот запрос пока не получает адекватного ответа со стороны как формального, так и неформального образования», - добавляет Павел Сорокин.
Использование инструментов фондового рынка для развития предпринимательства может привести к значимым социально-экономическим и социально-политическим эффектам. Так, это может способствовать реальному экономическому росту, развитию инноваций, росту культуры управления в российской бизнес-среде, созданию новых рабочих мест и значительному росту финансовой грамотности населения.
В ходе исследования авторы пришли к двум важным выводам. Во-первых, понимание механизмов фондового рынка напрямую связано с развитием того набора качеств и навыков, который называют «агентностью», то есть предпринимательской активностью, которая отвечает за способность отдельного индивида совершать действия, меняющие объективную экономическую и социальную реальность. «Мы должны использовать фондовый рынок и институты развития агентности и институты развития предпринимательской активности как драйверы для системной перестройки в том числе и системы образования» - добавляет Александр Тимофеев. Во-вторых, фондовый рынок служит очень важным примером нового структурного состояния современного экономики – деструктурации (ситуации, когда благополучие даже крупных структур сильно зависит от индивидуальной предприимчивости, активности, инициативности) и важнейшим институтом, на котором реализуются прямые предпринимательские навыки.
Фокус будущих исследований будет направлен на то, чтобы выявить наиболее
эффективные практики и методики в образовательном сегменте, связанным с обучением работе на фондовом рынке. Дать конкретные рекомендации и помочь сформировать учебные программы на разных уровнях таким образом, чтобы мы смогли получить реальный прирост практических навыков и реальный прирост предпринимательской активности.
Анастасия Андрианова
Проект выполнен в рамках совместного гранта НЦМУ ЦМИЧП – ФРПИ (при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325).
Статья относится к серии материалов о проектах ФРПИ-НЦМУ 2022.
Другие материалы доступны по ссылке.