• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

Владение современными финансовыми инструментами как элемент человеческого потенциала студентов и взрослых: запрос к сфере образования, факторы и эффекты

Руководитель

Сорокин Павел Сергеевич

Научная рамка исследования

Исследование проводилось в рамках научного проекта НЦМУ 3.1.3 Человеческий потенциал: эффекты и отдача от образования

Год реализации: 2023

Связь научного проекта с тематикой человеческого потенциала

Феномен обучения работе на фондовом рынке в Российской Федерации является относительно новым и стремительно набирает популярность. С точки зрения теории человеческого капитала, задача институтов сферы образования - отвечать на запросы со стороны экономики. Ключевыми вопросами, связанными с обучением работе на фондовом рынке как новым запросом к образованию, являются:

  • Какими именно финансовыми инструментами пользуются инвесторы-физические лица?
  • С какими прямыми результатами и косвенными эффектами они сталкиваются?
  • Почему выбирают именно эти финансовые инструменты, а не другие?
  • Какие знания, навыки, установки и иные компоненты человеческого потенциала определяют способность к использованию соответствующих инструментов?

Результаты данного проекта будут иметь важное прикладное значение не только с точки зрения совершенствования контента и методик по обучению работе на фондовом рынке, но и с точки зрения уточнения места соответствующей проблематики в более широком поле социально-экономических процессов и их репрезентации в контенте образовательных инициатив и продуктов, включая высшее образование в целом.

Цель проекта

Изучение отношения россиян к институтам фондового рынка с акцентом на связь между отношением к этим финансовым институтам и реальной вовлеченностью в работу с ними, с наличием того или иного образовательного опыта, в том числе связанного с обучением предпринимательству в целом или обучением работе на фондовом рынке

Задачи проекта

  1. Проведение углубленного анализа и систематизация методик, подходов и инструментов фондового рынка, которым обучают существующие инициативы
  2. Выявление наиболее успешных методик, подходов и инструментов в обучении финансовым инструментам фондового рынка через призму взгляда преподавателей, обучившихся (уже не являющихся студентами) и студентов, имеющих опыт работы с инструментами фондового рынка
  3. Разработка рамочных рекомендаций по формированию учебных программ по работе на фондовом рынке для взрослых и для студентов
  4. Разработка рекомендаций по интеграции тематики фондового рынка и современных финансовых инструментов в существующие инициативы обучения предпринимательству, развития финансовой грамотности и повышения экономической активности населения в России

Ключевые результаты

Обучение предпринимателей основам фондового рынка помогает им лучше понимать его механизмы, правила и риски и принимать более осознанные решения при инвестировании; эффективно управлять своими финансами; привлекать инвестиции для развития своего бизнеса.

Обнаружен разрыв между растущей массовой вовлеченностью населения России в работу на фондовом рынке, заинтересованностью граждан во владении соответствующими инструментами для повышения индивидуального дохода через инвестиции и для поддержки развития собственных предпринимательских проектов с одной стороны; и растущим дефицитом понимания у заинтересованного в фондовом рынке населения экономической ситуации на глобальном и национальном уровне и вытекающими из этого ограниченными способностями использовать новые возможности, которые предоставляют современные инструменты инвесторам и предпринимателям, – с другой.

Элементы человеческого потенциала, рассматриваемые в исследовании

Публикации

  1. Тимофеев А. А. Обучение работе с финансовыми инструментами как новая задача в области развития человеческого потенциала // Образовательная политика. 2023. Т. 3. № 95. С. 96-110. Doi
  2. Тимофеев А. А. Обучение финансовым инструментам как пример нового вызова по формированию человеческого потенциала. Человеческий потенциал: современные трактовки и результаты исследованийж / Науч. ред.: Л. Н. Овчарова, В. А. Аникин, П. С. Сорокин. М.: Всероссийский центр изучения общественного мнения, 2023. doi

Об исследовании простым языком

Молодые ученые НЦМУ развивают модель «человека эффективного»

Зачем обучаться участию в рынке ценных бумаг

Обязательно ли обучаться владению финансовыми инструментами?