• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

Обязательно ли обучаться владению финансовыми инструментами?

Российский фондовый рынок растет с каждым днем: в феврале 2024 года количество зарегистрированных брокерский счетов на Московской бирже перевалило за 30 млн. Свои сделки совершили более 4 млн частных инвесторов – это максимальное значение за всю историю биржевых торгов. Для успешной и прибыльной работы на фондовом рынке человеку требуются специальные знания и навыки, которые зачастую не входят в «традиционное представление о финансовой грамотности».

Обязательно ли обучаться владению финансовыми инструментами?

Freepik

В частности, важно уметь открыть и вести счет индивидуального предпринимателя или самозанятого. Нужно ли таким навыкам обучаться специально? Действительно ли это нужно каждому второму? Существуют ли курсы для быстрого освоения финансовых инструментов? И насколько эффективно на данный момент сфера образования выполняет запрос со стороны экономики?

Чтобы ответить на эти и другие вопросы, ученые Научного центра мирового уровня «Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала» (НЦМУ ЦМИЧП) провели исследование «Владение современными финансовыми инструментами как элемент человеческого потенциала студентов и взрослых: запрос к сфере образования, факторы и эффекты». В своей работе исследователи оценили значение финансовых инструментов в современной жизни. Данное исследование выполнено в рамках научного проекта НЦМУ «Человеческий потенциал: эффекты и отдача от образования».

Гипотезой исследования стала идея о том, что в зависимости от того, получал ли человек образование в области современных финансовых инструментов и если да, то на основе каких методик и с использованием каких инструментов, будет определяться модель финансового поведения индивида не только на фондовой бирже, но и в целом в финансовом секторе экономики. Чтобы эффективно выстраивать связь между сферами экономики и образования, необходимо понимать, как обучение работе на фондовом рынке влияет на экономическое поведение людей. 

В ходе исследования изучалась роль навыков инвестиционной грамотности в общей структуре человеческого потенциала. Более того, была предпринята попытка определить место «финансовых» навыков в более узком, так называемом «предпринимательском» элементе человеческого потенциала.

Элементы человеческого потенциала, рассматриваемые в исследовании

Мы поговорили с автором исследования – экспертом Института образования НИУ ВШЭ Александром Тимофеевым и узнали, какие «пробелы» существуют в обучении финансовым инструментам.

Тимофеев Александр Аркадьевич

Александр Тимофеев

«Россия сейчас находится в уникальной ситуации, так как буквально за три года фондовый рынок вырос до небывалых масштабов и, соответственно, стал формировать запрос к сфере образования. Сейчас основной дефицит состоит в, казалось бы, самом основном – понимании того, что такое фондовый рынок, зачем и кому он нужен и как работает. Одна из проблем в секторе кроется в инфоцыганстве – неопытный пользователь скорее попадет к таким «горе-преподавателям», чем выберет для себя стоящую и качественную образовательную программу. Вторая проблема в том, что существующие на данный момент курсы по обучению пользованию финансовыми инструментами созданы крупными участниками этого же самого финансового рынка. Поэтому и программы их нацелены на достижение собственных целей, а не на повышение грамотности среди населения».

Эксперты проанализировали наиболее популярные учебные программы и продукты и пришли к выводам, что, во-первых, часто в образовательных курсах упускаются значимые темы, такие как изучение высокорискованных инструментов и производных финансовых инструментов и, во-вторых, слабо освещается тема облигаций федерального займа. Такой тип облигаций считается сложным для преподавания и редко включается в образовательные программы. 

Самым популярным механизмом инвестирования была и остается активная торговля акциями. Однако незаслуженно недооцененными остаются выпуски акций и облигаций второго и третьего эшелона эмитентов. Тема криптовалюты остается широко распространенной, но, по мнению экспертов, сфера достаточно рискованная и ей необходимо уделять особое внимание в рамках учебных программ. 

Анастасия Васильева

Проект выполнен при финансовой поддержке Фонда развития прикладных исследований НИУ ВШЭ в рамках деятельности Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».