Обязательно ли обучаться владению финансовыми инструментами?
В частности, важно уметь открыть и вести счет индивидуального предпринимателя или самозанятого. Нужно ли таким навыкам обучаться специально? Действительно ли это нужно каждому второму? Существуют ли курсы для быстрого освоения финансовых инструментов? И насколько эффективно на данный момент сфера образования выполняет запрос со стороны экономики?
Чтобы ответить на эти и другие вопросы, ученые Научного центра мирового уровня «Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала» (НЦМУ ЦМИЧП) провели исследование «Владение современными финансовыми инструментами как элемент человеческого потенциала студентов и взрослых: запрос к сфере образования, факторы и эффекты». В своей работе исследователи оценили значение финансовых инструментов в современной жизни. Данное исследование выполнено в рамках научного проекта НЦМУ «Человеческий потенциал: эффекты и отдача от образования».
Гипотезой исследования стала идея о том, что в зависимости от того, получал ли человек образование в области современных финансовых инструментов и если да, то на основе каких методик и с использованием каких инструментов, будет определяться модель финансового поведения индивида не только на фондовой бирже, но и в целом в финансовом секторе экономики. Чтобы эффективно выстраивать связь между сферами экономики и образования, необходимо понимать, как обучение работе на фондовом рынке влияет на экономическое поведение людей.
В ходе исследования изучалась роль навыков инвестиционной грамотности в общей структуре человеческого потенциала. Более того, была предпринята попытка определить место «финансовых» навыков в более узком, так называемом «предпринимательском» элементе человеческого потенциала.
Мы поговорили с автором исследования – экспертом Института образования НИУ ВШЭ Александром Тимофеевым и узнали, какие «пробелы» существуют в обучении финансовым инструментам.
Александр Тимофеев
«Россия сейчас находится в уникальной ситуации, так как буквально за три года фондовый рынок вырос до небывалых масштабов и, соответственно, стал формировать запрос к сфере образования. Сейчас основной дефицит состоит в, казалось бы, самом основном – понимании того, что такое фондовый рынок, зачем и кому он нужен и как работает. Одна из проблем в секторе кроется в инфоцыганстве – неопытный пользователь скорее попадет к таким «горе-преподавателям», чем выберет для себя стоящую и качественную образовательную программу. Вторая проблема в том, что существующие на данный момент курсы по обучению пользованию финансовыми инструментами созданы крупными участниками этого же самого финансового рынка. Поэтому и программы их нацелены на достижение собственных целей, а не на повышение грамотности среди населения».
Эксперты проанализировали наиболее популярные учебные программы и продукты и пришли к выводам, что, во-первых, часто в образовательных курсах упускаются значимые темы, такие как изучение высокорискованных инструментов и производных финансовых инструментов и, во-вторых, слабо освещается тема облигаций федерального займа. Такой тип облигаций считается сложным для преподавания и редко включается в образовательные программы.
Самым популярным механизмом инвестирования была и остается активная торговля акциями. Однако незаслуженно недооцененными остаются выпуски акций и облигаций второго и третьего эшелона эмитентов. Тема криптовалюты остается широко распространенной, но, по мнению экспертов, сфера достаточно рискованная и ей необходимо уделять особое внимание в рамках учебных программ.
Анастасия Васильева
Проект выполнен при финансовой поддержке Фонда развития прикладных исследований НИУ ВШЭ в рамках деятельности Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».