14 марта 2024 г. НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» запускает первый сезон видео-подкастов «Потенциал человека: просто о главном», в которых молодые ученые Центра рассказывают о своих инновационных научно-исследовательских проектах.
Молодые ученые
Человек всегда стремился улучшить свои физические и ментальные способности. Толчком к развитию феномена биохакинга за последние десятилетия стали рост объемов знаний о человеческом организме, появление новых способов их анализа и интерпретации. Широкое распространение носимых технологий позволило обычному человеку постоянно отслеживать показатели своего организма. Однако самое главное: произошло удешевление биотехнологий и технологий прикладной химии, появилась возможность создать биотехнологическую лабораторию буквально у себя дома. Так что же такое биохакинг? Как с его помощью можно укрепить свое здоровье? И как общество относится к этому явлению?
По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), проблема ментального здоровья затрагивает широкие группы населения, а различные ментальные нарушения достаточно широко распространены – в мире подобные проблемы имеет 1 человек из 8. ВОЗ рассматривает ментальное здоровье как важный компонент здоровья в целом, без внимания к которому невозможно достигнуть состояния полного благополучия человека.
Этой осенью НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» стал участником сразу двух масштабных событий в сфере науки – фестиваля научных сообществ «ВНауке» от VK и ежегодного всероссийского фестиваля NAUKA 0+. На обеих площадках Центр представил свои уникальные выставки. Гости смогли окунуться в мир научных открытий и интересных экспериментов, а также послушать серию лекций от ведущих экспертов. О том, как прошли оба мероприятия и какие впечатления остались у организаторов и участников, читайте в нашем материале.
В современном обществе остро стоит проблема доступа к информации и способам ее верификации. Становится всё сложнее отличить достоверную информацию от фейковых (заведомо ложных) новостей. С развитием социальных сетей и онлайн-платформ информация может быстро распространяться и достигать большой аудитории без должной проверки ее достоверности, а в эпоху цифровых медиа создание и распространение фейков стало гораздо легче. Потребитель контента может не знать, как обращаться с различными источниками, как их проверить и стоит ли им доверять. На какую информацию и как реагирует потребитель? Какие новости проходят более глубокую переработку человеческим мозгом и, следовательно, надежнее запоминаются? И какую роль в этом играет медиафрейминг?
Эмоциональные процессы в головном мозге человека крайне сложны и взаимосвязаны между собой. Эмоции — это результат работы множества областей мозга, а также их взаимодействия с остальными системами организма. Какие области человеческого мозга активизируются при позитивных или негативных эмоциях? Для чего используется методика функциональной спектроскопии в ближней инфракрасной области (фБИКС)? Каковы её преимущества и недостатки?
Технологические инновации могут помочь измерять и анализировать психологические и физиологические данные, отражающие человеческий потенциал. Современные технологии позволяют собирать и анализировать большие объемы информации о человеческом организме, его функциях и возможностях. Какие новые инновационные способы измерения человеческого потенциала существуют? Какой вклад они внесут в науку уже в ближайшем будущем? Эти и другие вопросы обсудили участники круглого стола « Инновационные направления исследований человеческого потенциала », который прошел в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.
Внезапные изменения повседневной жизни вследствие стихийных бедствий, эпидемий и политических потрясений ведут к росту эмоциональной напряженности и повышению рисков для ментального здоровья населения. Его ухудшение может привести к увеличению числа самоубийств и снижению уровня здоровья и качества жизни миллионов людей. Для преодоления этой проблемы необходимо создание системы качественной и доступной психологической помощи и формирование у населения культуры обращения к психологам и доверия к специалистам.
Сегодня достаточно активно начинает развиваться нейромаркетинг — подход к изучению поведения покупателей и воздействию на него с помощью нейрофизиологических исследований. Благодаря изучению деятельности мозга стало возможным не только считывать эмоции и реакции человека, но и анализировать поведение потребителей. При каких условиях человек готов приобрести тот или иной товар? По какой цене? Возможно ли предсказать поведение покупателя в магазине, основываясь на данных его мозговой активности?
Два года назад пандемия COVID-19 нарушила привычный для многих порядок повседневной жизни, вторглась в сложившиеся рутины, распределение ролей в семье и социальные отношения в более широком окружении. В этих условиях интернет и цифровые устройства сформировали альтернативную реальность, в которой протекала значительная часть повседневной жизни многих людей. Вынужденная цифровизация зачастую оборачивалась стрессом из-за стирания границ между работой и свободным временем, нехватки личного общения или продолжительного экранного времени. Многие, казалось, ждали возвращения к привычным оффлайн практикам – походам в кино вместо просмотра фильмов через цифровые платформы, покупкам в обычных супермаркетах вместо заказа продуктов и одежды в Интернете.