• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

Медиафрейминг как инструмент формирования мнений: третий выпуск видео-подкастов НЦМУ

28 марта 2024 г. НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» представил третий выпуск первого сезона видео-подкастов «Потенциал человека: просто о главном». На протяжении шести недель по четвергам молодые исследователи Центра, которые не боятся ставить перед собой нетривиальные вопросы и находить на них нестандартные ответы, помогают нам правильно планировать свое время, не потеряться в потоке информации, успешно инвестировать, понимать природу человеческих эмоций, зарабатывать и самосовершенствоваться с помощью современных технологий.

Медиафрейминг как инструмент формирования мнений: третий выпуск видео-подкастов НЦМУ

© Freepik

Приглашенными спикерами третьего выпуска серии видео-подкастов «Потенциал человека: просто о главном» стали Оксана Зинченко, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ, и Юлия Городничева, выпускница магистерской программы «Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию», аспирантка Аспирантской школы НИУ ВШЭ по когнитивным наукам.

Третий выпуск видео-подкаста НЦМУ посвящен медифреймингу, под которым следует понимать ракурс подачи информации, оказывающий влияние на ее восприятие и интерпретацию и играющий важную роль в формировании общественных мнений и понимании событий и проблем. В данном выпуске молодые исследователи Центра помогли нам разобраться с определением медиафрейминга, его значением и пользой для научного сообщества. Спикеры также рассказали о том, какие существуют проблемы при использовании технологий медиафрейминга, вызванные индивидуальными особенностями усвоения социальных норм людей.

Спикеры третьего выпуска видео-подкаста Центра поделились, что в рамках своего исследования они рассматривали, как именно человек воспринимает и усваивает социальные образы и каким образом мы можем влиять на закрепление у него определенной реакции на то или иное событие, в том числе с применением технологий медиафрейминга.

«Данные, получаемые в ходе исследования, активно используются в рамках подхода наджинга, или подхода подталкивания. Этот подход предполагает, что мы можем оказать такое поведенческое воздействие, чтобы склонить человека к тому, чтобы он выбрал определенную линию поведения, затрачивая на это минимальное количество ресурсов. Подход наджинга подразумевает, что мы не устанавливаем никаких запретов на совершение каких-либо действий. В таком случае человеку гораздо проще принять интересующее нас решение, чем потратить свои ресурсы на ту опцию, которую он рассматривал ранее и от которой мы пытаемся его оградить», – рассказала Оксана Зинченко, объясняя один из подходов, применяемых в рамках использования технологий медиафрейминга.

Зинченко Оксана Олеговна

Как отмечают эксперты, в современном мире, где в информационное поле каждого человека попадает огромное количество информации, достаточно сложно определить степень достоверности информации и выявить манипуляцию, используемую для воздействия на процесс формирования мнений. Понимание технологий медиафрейминга может помочь как отдельно взятому человеку, так и научному сообществу и людям, принимающим социально значимые решения, в продвижении единой позиции по важным вопросам.

«Такие исследования очень важны, потому что тот объём и та сложность информационных сообщений, с которыми люди сталкиваются сегодня, беспрецедентны. Мы ещё не выработали достаточное количество механизмов адаптации, которые позволят нам быстро и ясно обрабатывать информационные сообщения, видеть манипуляции, различать их и делать свои обоснованные умозаключения и выводы. Именно поэтому изучать то, как мы воспринимаем информацию, как мы её обрабатываем, какие делаем из этого выводы, – это очень важно, так как такой подход позволит нам выработать механизмы противостояния этим манипуляциям», – отметила Юлия Городничева, подчеркнув важность комплексного изучения влияния технологий медиафрейминга на человека как субъекта коммуникационного процесса.

Инициатором создания серии видео-подкастов с молодыми учеными Центра выступила проректор НИУ ВШЭ, инициатор создания Центра Лилия Овчарова. Генеральным продюсером серии подкастов является заместитель директора НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» Ольга Ворон.

С предыдущими выпусками видео-подкастов «Потенциал человека: просто о главном» можно познакомиться по ссылке.

Подкаст подготовлен в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325).