• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

Развитие человеческого потенциала через образовательные программы: возможности и перспективы

В 2020-2023 году научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» внес значительный вклад в сферу образования, представив 28 инновационных образовательных программ, причем 40% – в 2023 году. За это время число обучающихся достигло 1844 человек. Эти программы являются результатом глубокой взаимосвязи с научными проектами, реализуемыми в рамках научной деятельности Центра. Что делает эти образовательные программы такими уникальными и инновационными? В чём их особенности и преимущества?

Развитие человеческого потенциала через образовательные программы: возможности и перспективы

©istock

Прежде всего, образовательные программы представлены в разных форматах, включая классические курсы бакалавриата и магистратуры, мастер-классы и школы, а также нетрадиционные программы, такие как микродигри, системы дополнительного профессионального образования (ДПО), майноры и многие другие. Такое разнообразие форматов позволяет учащимся выбрать наиболее подходящий для них курс и получить знания и навыки, соответствующие их потребностям и интересам. Кроме того, одним из ключевых элементов этих программ является активное участие молодых ученых в их реализации. Эксперты Центра играют важную роль в разработке и имплементации образовательных программ, обеспечивая свежий взгляд на науку и внедряя в образование инновационные идеи, востребованные как у нас в стране, так и за ее пределами.

Так, например, одной из инновационных для российской сферы образования программ является онлайн-курс «Универсальные компетентности и новая грамотность» (УКНГ). Курс создан, чтобы познакомить обучающихся с современными тенденциями проектирования содержания образования, а также для того, чтобы сформировать у них системное представление об универсальных компетенциях и новой грамотности. Курс рассчитан на 6 недель и позволяет студентам гибко планировать свое время и изучать материалы в удобном для них темпе. Разработка и реализация данного онлайн-курса включила в себя новейшие результаты, полученные в рамках двух научных проектов Центра: «Механизмы и факторы формирования ключевых навыков и компетенций» и «Нейронауки об образовании». В процессе прохождения онлайн-курса обучающиеся получают базовые знания, необходимые для дальнейшего проектирования учебных программ и отдельных занятий, а также приобретают понимание возможных способов внедрения и устойчивого удержания данных программ и занятий в школьном образовательном процессе.

«Курс предлагает как теоретические знания, так и практические инструменты для улучшения образовательной среды. Участие в проекте НЦМУ позволило нам выделить и исследовать современные образовательные технологии и методы формирования и применения универсальных компетентностей в обучении», считает аналитик Лаборатории проектирования содержания образования НИУ ВШЭ, продюсер онлайн-курса УКНГ Надежда Авдеенко.

Авдеенко Надежда Александровна

Наши ученые и преподаватели охотно делятся своими знаниями с зарубежными студентами. Так, география студентов англоязычной магистерской программы «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» (Science, Technology and Innovation Management and Policy) охватывает практически все континенты: более 75 студентов из 30 стран (Бразилии, Беларуси, Ганы, Германии, Индонезии, Индии, Ирака, Испании, Италии, Йемена, Казахстана, Кении, Киргизии, Китая, Колумбии, Латвии, Марокко, Мексики, Нигерии, Пакистана, Перу, Польши, Республики Корея, Сингапура, Сирии, США, Турции, Узбекистана и Эритреи). Кроме того, курсы в рамках этой программы неоднократно признавались студентами лучшими по критериям «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития» и «Новизна полученных знаний».

© Марина Кучеренко

Другой уникальной программой Центра в сфере образования является программа в формате микродигри «Прикладная когнитивная нейронаука», в рамках которой слушатели формируют точечные практические навыки, которые могут сразу применить для карьерного роста или перехода в другую профессиональную область. Эта программа представляет собой совокупность образовательных курсов по когнитивным наукам и технологиям – уникальной междисциплинарной области социальных и поведенческих наук, объединяющей психологию и нейробиологию. Слушатели получают базовые навыки анализа данных в среде Python и работы с данными в компьютерной нейронауке и поведенческой генетике, а также практические навыки работы с оборудованием для стимуляции и визуализации структур мозга, что позволяет им включить эти знания в уже имеющуюся у них базу или подготовиться к переходу в профессиональную область когнитивных наук. Эта новаторская программа ломает стереотипы о когнитивных науках, как о дисциплинах, занимающихся исключительно психологией. В ней создатели программы соблюдают баланс между изучением молекулярных и клеточных подходов, относящихся к нейробиологии, и самими когнитивными дисциплинами. Программа подготовлена для выпускников бакалавриата, специалитета, магистратур широкого круга естественных, гуманитарных и общественных наук, желающих получить дополнительную квалификацию в области когнитивных наук.

«Наша программа микродигри – первая в России ДПО по когнитивным наукам на английском языке. Ее онлайн-формат особенно подходит тем, кто хочет продолжить свое обучение по междисциплинарному направлению, расширить свои знания по когнитивным наукам и вычислительной когнитивной нейронауке. Моя роль как руководителя программы, в основном, заключается в консультировании поступающих, организации и мониторинге процесса обучения и оценивания результатов», признается молодой ученый, руководитель программы Оксана Зинченко.

Зинченко Оксана Олеговна

Общеуниверситетский факультатив «Север и Арктика с точки зрения социальных и гуманитарных наук» во многом базируется на данных полевых исследований в арктических и северных регионах, реализованных в рамках научного проекта «Арктический центр: языковое и культурное разнообразие Севера, Сибири и Дальнего Востока» НЦМУ ЦМИЧП. На нем уже отучилось более 60 студентов как из Вышки, так и из других вузов.

«Для нашего курса особенно важна связь с практикой. Поэтому полевые (экспедиционные) данные, собранные и проанализированные в рамках нашего научного проекта, интегрируются в него как кейс-стади. Именно на этих примерах разбираются и к ним применяются теоретические концепции, анализируемые в рамках теоретического нарратива курса», полагает руководитель факультатива и научного проекта НЦМУ ЦМИЧП Андриан Влахов.

Влахов Андриан Викторович

Студенты же отмечают «интересный формат преподавания, всесторонний характер освещения жизни и деятельности человека в Арктике с точки зрения гуманитарных наук, междисциплинарный подход к каждой обсуждаемой теме, доходчивость и логичность изложения материала».

Образовательные программы Центра отвечают на самые актуальные запросы бизнеса, готовят специалистов, способных решать сложнейшие задачи. Так, майнор «Исследователь в EdTech» закрывает весьма уникальную нишу на рынке профессий в EdTech. Он готовит будущих специалистов в исследованиях – людей, которые в ответ на проблему бизнеса предлагают обоснованные, доказательные решения, основанные на исследованиях и аналитике в широком смысле слова. Такой подход позволяет бизнесу не тратить в дальнейшем ресурсы на внедрение бесполезных нововведений, а пользователям EdTech – извлекать максимальную пользу от образовательного процесса. Рассчитанная на два года программа курса максимально приближена к практике: в обучении используются реальные кейсы, а представители ведущих EdTech компаний (например, SkyEng) задействованы в качестве гостевых лекторов.

«Мы надеемся, что студенты, окончившие майнор, смогут найти себя в различных EdTech компаниях на таких позициях, как менеджер образовательного продукта, исследователь пользовательского опыта, маркетинговый исследователь и так далее. Инструментарий, который мы даем, достаточно универсален», заявляет руководитель образовательной программы Анастасия Капуза.

Капуза Анастасия Васильевна

Тесное взаимодействие науки и образования в рамках Центра позволяет создавать новые образовательные продукты и «модернизировать» уже существующие программы. Так, учебный курс «Population and Development Studies» в рамках магистерской программы «Население и развитие» был полностью обновлен с учетом результатов исследований, выполненных НЦМУ ЦМИЧП (научные проекты «Анализ и прогнозирование долговременных демографических и миграционных тенденций в России: разработка многовариантных сценариев, оценка социально-экономических последствий и политических рисков в меняющемся глобальном мире» и «Миграция как фактор накопления человеческого капитала в России»). В частности, в основу курса легли методологические подходы по построению национальных трансфертных счетов (НТС). Студенты смогли познакомиться с рекомендациями ООН по построению НТС, изучить практические примеры по анализу образовательных трансфертов, интерпретации жизненного цикла. Эти же научные результаты, касающиеся построения НТС в России, позволили инициировать разработку курса ДПО «Старение населения».

«Старение населения является общей тенденцией для многих стран мира. Поэтому оценка и практическое применение НТС позволит разработать инструменты государственного управления по противодействию его негативным эффектам», считает один из его разработчиков, академический руководитель программы «Население и развитие» Александр Ларионов.

Ларионов Александр Витальевич

В 2024 году стартуют сразу несколько программ ДПО, среди которых «Развитие креативных индустрий как инструмент повышения привлекательности и устойчивости городов» и «Цифровизация деятельности HR и маркетинга». Обе программы ДПО разработаны в полном соответствии с Программой НЦМУ. Первая программа ДПО научит слушателей делать города устойчивыми и привлекательными: создавать бренд-стратегии для городов и территорий, организовывать события и работать с сохранением и возрождением объектов культурного наследия. Курс основан на проектном подходе, в соответствии с которым слушатели начинают работать над задачей с первого дня обучения, изучая российский и мировой опыт развития городских брендов, индустриальную архитектуру и методы ее ревитализации, особенности локальных культурных проектов, заповедные территории как площадки для устойчивого междисциплинарного искусства. Вторая ДПО позволит овладеть методами эффективного внедрения инноваций в HR и маркетинг с опорой на современные инструменты форсайта для успешной адаптации к изменяющейся цифровой среде.

Неизменной популярностью среди студентов и молодых исследователей пользуются традиционный формат школ и мастер-классов. Ежегодно летняя нейролингвистическая школа, проходящая на английском языке, собирает больше полусотни слушателей. В 2023 году школы и мастер-классы по человеческому потенциалу проводились по заказу московских и региональных вузов.

Традиционные и инновационные образовательные программы продолжат открывать новые горизонты для студентов и ученых, предлагая им разнообразные форматы обучения и возможность активного участия в научных проектах. Они помогут расширить кругозор и развить навыки, необходимые для успешной карьеры в современном мире.

Более подробно с образовательным блоком Центра можно ознакомиться по ссылке.

(Образовательные программы реализуются в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325).

Автор: Ольга Ворон