• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

Образовательные модули в рамках англоязычной магистерской программы «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» (Governance of Science, Technology and Innovation)

Майснер Дирк
Руководитель

Березной Алексей Васильевич
Преподаватель

Связь образовательной программы с научными проектами НЦМУ

При разработке и реализации образовательного модуля англоязычной магистерской программы «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» используются новейшие результаты, полученные в рамках проектов Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»:

3.3.1 Формирование методологических основ измерения социально-экономических характеристик креативных индустрий и креативного класса

3.3.3 Доказательная политика в области развития человеческого потенциала креативных индустрий: оценка эффективности и проектирование мер поддержки

4.1.1 Развитие методов и инструментов интеллектуального анализа больших данных применительно к исследованиям человеческого потенциала

4.1.2 Проведение комплексного форсайт-исследования человеческого потенциала

4.2.1 Изучение вовлеченности населения в цифровую среду, эффектов «новой связности» и факторов цифрового неравенства

4.2.2 Анализ воздействия цифровых технологий на деятельность человека, генерацию и распространение знаний

4.3.1 Исследование элементов инновационной культуры организаций и общества в парадигме открытых инноваций

4.3.2 Изучение трансформационного потенциала организаций и домохозяйств в экосистеме открытых инноваций

4.4.1 Воспроизводство человеческих ресурсов в сфере науки и технологий: подготовка, привлечение и закрепление высококвалифицированных кадров

4.4.2 Эмпирическое исследование международной кооперации и мобильности специалистов, занятых в сфере науки и технологий

6.1.1 Форсайт новых энергетических технологий и оценка их эффектов для здоровья и качества жизни граждан

6.1.3 Форсайт новых энергетических технологий и оценка их эффектов для здоровья и качества жизни граждан

Паспорт образовательной программы

Образовательная программа представляет собой образовательный модуль на английском языке в рамках магистерской программы «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» Департамента образовательных программ Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. С 2021 года была осуществлена актуализация учебно-методических материалов на основе результатов, исследовательских работ, проведенных в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2020-928).

Программа нацелена на обучение принципам доказательной политики в сочетании с пониманием процессов управления инновационными проектами в предпринимательском секторе. В программе, с одной стороны, предусмотрены предметы, которые разработаны при участии ведущих зарубежных центров и университетов, специализирующихся на управлении инновациями в компании, в частности разработке стратегий инновационного развития бизнес-сегментов и компаний в целом. С другой стороны, ряд методологических и теоретических курсов разработан с учетом результатов научно-исследовательской деятельности сотрудников Института статистических исследований и экономики знаний и глобальной сети его партнеров.

Благодаря полученным знаниям выпускники успешно развивают карьерные траектории. Разнообразный профиль организаций, в которых трудоустроены выпускники, остается в контексте требований магистерской программы, где ряд курсов спроектирован таким образом, чтобы дать обучающимся понимание научно-технической и инновационной политики и особенностей государственного управления в этой сфере, другие же – чтобы развить креативное мышление, передать знания и умения, необходимые для запуска и развития собственного бизнеса.

Дата подтверждения открытия образовательной программы - 16.11.2020.

Реализующее подразделение: Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ

Уровень образования: магистратура

Направление подготовки: 38.04.02 Менеджмент

Срок и форма обучения, объем: 2 года, очная форма обучения, 120 зачетных единиц

Язык реализации: английский

Квалификация выпускника: магистр

Буклет программы

Цели и задачи

Цель образовательной программы состоит в подготовке нового класса профессионалов, которые могут выстроить инновационные процессы как внутри компании, так и разработать меры поддержки сферы НТИ в цифровой среде, уделяя особое внимание методологии и оценке эффектов мер государственной политики с учетом международного контекста.

Задачи программы – подготовить профессионалов, способных обеспечить:

компаниям - разработку и реализацию стратегий инновационной деятельности для получения, «инновационной ренты»; 

научным организациям и вузам – формирование и менеджмент научно-технических и инновационных программ и проектов, способствующих развитию конкурентных преимуществ; 

институтам инновационной инфраструктуры, федеральным и региональным органам власти – разработку и реализацию эффективных инструментов политики в сферах их ответственности; 

международным организациям – развитие аналитических компетенций и политических механизмов в сфере науки и инноваций на глобальном уровне.

Ключевые результаты

Результаты научных исследований, полученные в рамках проекта НЦМУ в разрезе соответствующих тематических направлений, ежегодно обсуждаются на заседании Департамента образовательных программ ИСИЭЗ с участием руководителей курсов. Валидация образовательных модулей происходит в увязке с запланированными тематическими направлениями по результатам голосования членов Академического совета образовательной программы. Ежегодная актуализация материалов позволяет внедрятьв образовательный процесс современные подходы и  концептуальные рамки, которые важны при для разработке рекомендаций для регуляторов сферы НТИ с учетом оценки современного состояния технологического развития отраслей и стран, а также интенсивности проникновения цифровых и прорывных технологий в экономику и общество.

Например, программа курса «Развитие креативного и инновационного потенциала»  была актуализирована за счет внедрения в материалы курса результатов анализа практик развития кадрового потенциала в крупнейших инновационных компаниях в период в рамках исследовательских работ, выполненных Научным центром мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала». 

2020/2021 учебный год

На 1 курсе реализованы следующие учебные курсы:

Innovation Project Management and Competitive Intelligence (Instruction in English) 

Measurement of STI (Instruction in English)

Foresight (Instruction in English)

Учебные курсы, реализованные на 2 курсе программы:

Managing Creativity and Innovation (Instruction in English). По итогам студенческой оценки преподавания, курс был признан лучшим по критериям «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития» и «Новизна полученных знаний»

Technology Assessment (Instruction in English)

2021/2022 учебный год

На 1 курсе 2021/2022 реализованы следующие учебные курсы:

Measurement of STI (Instruction in English)

Foresight (Instruction in English)

Учебный курс «Управление инновационными проектами и анализ деятельности конкурентов» был разделен на два отдельных учебных курса:

Innovation Project Management (Instruction in English)

Competitive Intelligence (Instruction in English). По итогам студенческой оценки преподавания, курс был признан лучшим по критериям «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития», «Полезность курса для Вашей будущей карьеры» и «Новизна полученных знаний»

На 2 курсе реализованы следующие учебные курсы:

The Future of Energy (Instruction in English). По итогам студенческой оценки преподавания, курс был признан лучшим по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»

Managing Creativity and Innovation (Instruction in English). По итогам студенческой оценки преподавания, курс был признан лучшим по критериям «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития» и «Новизна полученных знаний»

 Project Seminar «From Digital Trends to Strategy Development» (Instruction in English)

2022/2023 учебный год

В 2022/2023 учебном году продолжилась реализация учебных курсов:

Managing Creativity and Innovation (Instruction in English). По итогам студенческой оценки преподавания, курс был признан лучшим по критериям «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития» и «Новизна полученных знаний»

Innovation Project Management (Instruction in English)

Competitive Intelligence (Instruction in English)

The Future of Energy (Instruction in English)

Project Seminar «From Digital Trends to Strategy Development» (Instruction in English)

На 1 курсе 2022/2023 учебного года курс «Измерение науки, технологий и инноваций» разделен на два отдельных учебных курса:

Measurement of R&D (Instruction in English)

Measurement of Innovation (Instruction in English). По итогам студенческой оценки преподавания, курс был признан лучшим по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»

Курс «Форсайт» переименован на «Теории и концепции форсайта»:

Foresight Theory and Concepts (Instruction in English). По итогам студенческой оценки преподавания, курс был признан лучшим по критериям «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития» и «Новизна полученных знаний»

2023/2024 чебный год

Managing Creativity and Innovation (Instruction in English). По итогам студенческой оценки преподавания, курс был признан лучшим по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»

Innovation Project Management (Instruction in English)

Competitive Intelligence (Instruction in English)

The Future of Energy (Instruction in English)

Project Seminar «From Digital Trends to Strategy Development» (Instruction in English)

Measurement of R&D (Instruction in English)

Measurement of Innovation (Instruction in English)

Foresight Theory and Concepts (Instruction in English)

События образовательной программы

Проведена гостевая лекция «Enabling Business Model 4.0 and Service Open Innovation - a Knowledge Management perspective» в рамках учебного курса «Innovation Strategy».  Приглашенный лектор – проф. Армандо Папа, доцент Университета менеджмента Салерно (Италия), помощник главного редактора Journal of Knowledge Management (Emerald) (Prof. Armando Papa, Associate Professor of Management University of Salerno (Italy), Assistant Managing Editor Journal of Knowledge Management (Emerald)) (28 сентября 2023)

Проведен мастер-класс на тему «Форсайт в России: методы, эволюция. Технологические дорожные карты и сценарии. Национальная система научно-технологического форсайта» (Russian Foresight, its methods and evolution Technology roadmaps and scenarios National S&T foresight system), доктор А.А. Чулок, директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (15 июня 2023)

В рамках учебного курса Measurement of of R&D (2022/2023 учебного года) проведен мастер-класс «Основы библиометрического анализа: источники информации и ключевые показатели» (20 февраля 2023)

В рамках учебного курса Measurement of STI (2021/2022 учебного года) проведен мастер-класс «Библиометрические показатели и оценка исследований»

В рамках учебного курса «Развитие креативного и инновационного потенциала» проведен мастер-класс «Креативность и креативное лидерство»

Преподавателям программы вручили благодарности, почетные грамоты и медали признания:

Белоусова Вероника Юрьевна - Благодарность проректора НИУ ВШЭ (март 2022)

Березной Алексей Васильевич - Благодарность первого проректора НИУ ВШЭ (сентябрь 2022) 

Вишневский Константин Олегович - Благодарность проректора НИУ ВШЭ (март 2022); Почетная грамота НИУ ВШЭ (февраль 2022)

Власова Валерия Вадимовна - Благодарность первого проректора НИУ ВШЭ (март 2022)

Гершман Михаил Анатольевич - Благодарность проректора НИУ ВШЭ (март 2022)

Гохберг Леонид Маркович - Благодарность проректора НИУ ВШЭ (август 2022)

Дранев Юрий Яковлевич - медаль "Признание - 10 лет успешной работы" НИУ ВШЭ (май 2022); Благодарность проректора НИУ ВШЭ (март 2022)

Кучин Илья Игоревич - Благодарность первого проректора НИУ ВШЭ (сентябрь 2022)

Куценко Евгений Сергеевич - медаль НИУ ВШЭ «Признание – 10 лет успешной работы» (май 2022)

Майснер Дирк - Благодарность проректора НИУ ВШЭ (март 2022)

Нефедова Алёна Игоревна - медаль НИУ ВШЭ «Признание – 10 лет успешной работы» (май 2022)

Проскурякова Лилиана Николаевна - медаль НИУ ВШЭ «Признание – 10 лет успешной работы» (май 2022)

Стрельцова Екатерина Александровна - Благодарность проректора НИУ ВШЭ (март 2022); Лучший преподаватель – 2022, 2021

Тернер Томас - Благодарность проректора НИУ ВШЭ (март 2022)

В 2021 г. магистерская программа получила трехлетнюю международную аккредитацию Европейского фонда развития менеджмента (EFMD)