5.5.1 Научный проект «Нейронауки об образовании»
Орел Екатерина Алексеевна
Руководитель (2020-2022)
Петракова Анастасия Владимировна
Руководитель (2023-2025)
Связь научного проекта с тематикой человеческого потенциала
Развитию различных компонентов человеческого потенциала существенно помогут исследования более глубоких процессов, лежащих в их основе. Использование достижений современных нейронаук может способствовать реализации целей образования – встраивания в практики развития и оценки формируемых компонентов человеческого потенциала, учитывающихся при подготовке педагогических кадров и пр.
Научный проект «Нейронауки об образовании» фокусируется на разработке инструментария оценки образовательных результатов с использованием достижений нейронаук, что расширит возможности оценивания в образовании и позволит использовать полученные результаты на практике.
Цель проекта:
Апробация и адаптация результатов нейрокогнитивных исследований для практики образования: разработка инструментов оценки компонентов человеческого потенциала, формируемых в рамках системы образования на основе результатов нейрокогнитивных исследований и перенос результатов исследований нейронаук в практики формирования компонентов человеческого потенциала
Задачи проекта:
- Разработка новых подходов к измерению образовательных результатов и образовательных достижений с использованием нейрокогнитивных инструментов и результатов нейрокогнитивных исследований
- Разработка, адаптация и оценка психометрических качеств линейки инструментов оценивания внепредметных (личностных и/или метапредметных) образовательных результатов и сопутствующих конструктов с использованием нейрокогнитивных инструментов и результатов нейрокогнитивных исследований
- Разработка рекомендаций для системы образования, направленных на улучшение образовательных результатов, на основе полученных результатов нейрокогнитивных исследований
Ключевые результаты
2020 г.
Изучены подходы и подготовлен обзор о применении нейрокогнитивных инструментов и результатов исследований для оценивания личностных образовательных результатов учащихся, описания проблем и вызовов для современных нейронаук в образовании и современных исследовательских и образовательных центров и программ, занимающихся данной проблематикой
2021 г.
Проведено исследование характеристик стимульного материала для оценивания процессов восприятия лиц на различных возрастных когортах (от 6 до 18 лет), проведено исследование вклада несимволического чувства числа в математические достижения учащихся в начальной школе, разработан дизайн исследования, направленного на изучение особенностей невербальной коммуникации у участников образовательного процесса в условиях виртуальной среды
2022 г.
Выявлены индивидуальные различия распознавания эмоций (эмпирические данные составили около 5000 респондентов и 294 стимула – изображения лица, выражающего ту или иную эмоцию). Выявлено, что респонденты оказались более точны при определении валентности эмоций, чем при их дифференциации, легче всего респондентами распознавались радость и удивление, а сложнее всего - эмоции нейтральной валентности такие, как гордость и облегчение
Распознавание эмоций по лицу индивидов разного возраста
Образовательные программы
Образовательная программа магистратуры «Обучение и оценивание как наука»
Майнор «Исследователь в EdTech»
Публикации
Kuzmina Y., Antipkina I. The Association between Approximate Number Sense (ANS) and Math Achievement Depends on the Format of the ANS Test // Journal of Cognition and Development. 2022. P. 545-570.
Конференции
Открытый семинар по образованию НИУ ВШЭ:
Григоренко Е.Л., профессор Хьюстонского Университета (США) Как нейронауки об образовании могут помочь в освоении навыков чтения? (Москва, Россия, 11 октября 2021 г.)
Междисциплинарный семинар «Нейронауки об образовании» (регулярный совместный семинар Института образования НИУ ВШЭ, Департамента психологии НИУ ВШЭ, Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ, Центра языка и мозга НИУ ВШЭ) (Москва Россия, 1 апреля 2022).