Прошедшее десятилетие было самым теплым в истории человечества. Последствия глобального потепления с каждым годом проявляются все ярче в разных местах Земли. На ускорение климатических изменений как проблему общепланетарного масштаба обращают внимание авторы нового трендлеттера Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ.
Экспертиза
В мире в ходе борьбы с пандемией COVID-19 было совершено немало ошибок, вызванных применением мер, эффективность которых не была достаточно доказанной, полагают эксперты. Например, это дезинфекция улиц, чрезмерно жесткая изоляция людей всех возрастов и требование о ношении перчаток. Кроме того, число погибших увеличила недоступность вакцин в бедных странах. При этом исследования показывают, что риск тяжелого течения и госпитализации у людей, вакцинированных «Спутником V», оказался примерно в 5 раз ниже, чем у невакцинированных. Об этом эксперты говорили на семинаре в Вышке.
Россияне опасаются связанных с пожилым возрастом физической слабости и снижения умственных способностей. Эта боязнь мешает им готовиться к старости, создавая комфортные условия для жизни в собственной квартире и финансовую подушку безопасности. Повышение качества жизни пожилых граждан требует хорошо спланированной градостроительной и социальной политики, создания инфраструктуры их медицинского обслуживания, сопровождения и досуга, позволяющих сформировать удобную среду для стариков и одновременно избежать стигматизации.
Экономика сложности — новый, стремительно разворачивающийся феномен, открывающий целостную картину реальности, невидимые ранее процессы, взаимозависимости, предлагающий решения для большинства сложных социально-экономических проблем. Ее ключевые аспекты, инструменты и перспективные направления исследований были в фокусе участников специализированного семинара журнала «Форсайт» (Foresight and STI Governance) «Экономика сложности и скрытые источники роста», проведенного в формате круглого стола 22 декабря 2022 г.
Создание благоприятных условий для творчества на рабочем месте, меры по стимулированию инновационной активности компаний и повышению конкурентоспособности национальной экономики в целом — все это звенья единой сложной цепочки управленческих практик. Возможности их оптимизации в современных условиях обсудили представители научных подразделений Вышки и других организаций на семинаре «Управление человеческими ресурсами в инновационных экосистемах», организованном Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
Креативность — одна из ключевых составляющих конкурентоспособности. Как обрести навыки, востребованные в творческих индустриях? В чем разница между креативностью в культуре и креативностью в бизнесе и возможно ли практики одной отрасли использовать в другой? Ученые Лаборатории управления креативностью Высшей школы экономики создали модель, позволяющую получить ответы на эти вопросы. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ провел семинар «Повышение креативности человеческого капитала».
Конкурентоспособность человека на рынке труда сегодня определяет уже не столько его образование, опыт работы или личные качества, сколько «портфолио компетенций» — набор навыков, включающий как специальные («hard skills»), так и гибкие («soft skills»), которые наилучшим образом позволяют выполнять конкретную работу. Именно в этой новой парадигме большинство работодателей ищут квалифицированных специалистов. При этом они сталкиваются с рядом управленческих задач, особенно актуальных при реализации цифровых проектов. Обсудить их и возможные решения собрались сотрудники научных подразделений Вышки на конференции «Компетенции человеческих ресурсов для менеджмента цифровых проектов», организованной Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
Измерение экономических эффектов социальной политики требует междисциплинарных подходов, использования большого спектра методов социальных и экономических наук и применения различных моделей, сочетания макро- и микроэкономических исследований, а также большей открытости информации о социально-экономическом положении населения.
О дислексии известно очень мало – да, есть такие дети, которым трудно читать, но нет единого мнения, в чем конкретно причина этих нарушений и чем им может помочь школа. Некоторые советы педагогам и логопедам сформулировали эксперты Центра языка и мозга НИУ ВШЭ на первом в новом сезоне семинаре «Нейронауки об образовании». Светлана Дорофеева и Татьяна Больгина рассказали об исследовании, которое только еще начинает «разгадывать» дислексию. Однако уже сейчас можно сказать, что подгонять ребят, которым трудно читать, и натаскивать их на высокую скорость – ошибка.