• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

Тренды и вызовы в области развития человеческого потенциала: агентность как движущая сила

10 апреля 2024 г. состоялся 14-й методологический научный семинар исследовательского консорциума «Развитие личностного потенциала в образовании» БФ «Вклад в будущее» (Сбер), на котором Павел Сорокин представил доклад на тему «Тренды и вызовы в области развития человеческого потенциала. Агентность как ядро человеческого потенциала и движущая сила развития».

Тренды и вызовы в области развития человеческого потенциала: агентность как движущая сила

НЦМУ
Сорокин П.

Павел Сорокин, канд. социол. наук, заведующий Лабораторией исследований человеческого потенциала и образования НИУ ВШЭ, руководитель научного направления НЦМУ, представил доклад, посвященный ключевым глобальным трендам, определяющим траектории развития важнейших компонентов человеческого потенциала. Ключевой запрос к человеку на горизонте ближайших лет — это запрос на агентность, созидательное инициативное действие, то есть способность принимать решения и эффективно действовать в различных контекстах и сферах общественной и личной жизни в ситуации отсутствия прямого принуждения и контроля со стороны внешних по отношению к человеку сил. 

Павел Сорокин рассмотрел истоки теории «человеческий потенциал», появившейся в 1950-1960-х гг., уникальном периоде человеческого развития с точки зрения экономики, культуры и социальной структуры. Он также рассмотрел структуру богатства стран, отметив что человеческий потенциал определяет не только экономического развитие, но и фундаментальные изменения структуры богатства стран. По его мнению, глобальный рост систем образования напрямую связан с развитием человеческого потенциала, что акцентирует важность вложений в качественное обновление образовательных институтов.

По словам Павла Сорокина, в настоящий момент мы можем наблюдать социально-экономическое развитие в новую эпоху: от человеческого капитала и парадокса производительности происходит переход к человеческому потенциалу и созидательной агентности.

Обращаясь к деятельности образовательных институтов, можно утверждать, что они трансформируют среду через человека, применяя положения теории человеческого капитала, теории всемирного общества и теории нео-структурации, наиболее новой для современной научной дискуссии. В условиях нео-структурации (де-структурации) структуры быстро меняются, из-за чего старые алгоритмы могут становиться неэффективными, а навыки – требовать постоянного обновления. По этой причине человеческий потенциал, который необходим для успеха в новых условиях, должен являться не только личностным, но и лидерским потенциалом, т.е. связанным с объективным включением в общественную жизнь, экономику, культуру и т.д.

Павел Сорокин подчеркнул необходимость переосмысления места человека в экономике и обществе, так как происходит переход от псевдо-человекоцентричости к подлинной человекоцентричности, где человек является главной несущей структурой. В ответ на этот переход меняется запрос к образованию в части развития человеческого потенциала с учетом важности самостоятельности и способности человека к инициативному созидательному действию. В настоящий момент мы можем наблюдать новый этап, на котором в условиях устойчивых общественных структур образование должно формовать человека, способного не только встраивать и воспроизводить структуру и соответствовать установленным регламентам, но и проявить инициативу, прежде всего, с помощью использования новых технологий (платформы, искусственный интеллект). Способность к действию в постоянно меняющихся условиях (агентность) становится не одним из косвенных инструментов человека, а важнейшей компетенцией для его дальнейшей успешной деятельности.

«Главный тренд заключается в том, что любые общественные структуры все больше зависят от созидательного инициативного действия, или агентности. Из этого вытекает вызов для образования состоящий в том, что необходимо понять, как именно поддерживать эту агентность. Стоит учитывать не только навыки в привычном понимании, не только индивидуальные психические характеристики, не только ценностно-мотивационные характеристики, но и деятельность, поддерживающую и меняющую структуры, причем как в рамках системы образования, так и за ее пределами», – отметил Павел Сорокин, завершая свой доклад.

Доклад подготовлен в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325).