• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

Как сделать обучение предпринимательству эффективным?

Предпринимательство – движущая сила общества. В современном, постоянно меняющемся мире именно предприниматель – тот, кто должен быстро адаптироваться к происходящим изменениям, преодолевать кризисы, решаться на риски. Предпринимательство способствует экономическому росту и играет важную роль в стимулировании устойчивого развития. Однако сегодня по-прежнему нет консенсуса ни в отношении того, чему нужно обучать будущих предпринимателей, ни в вопросе о том, как измерять результаты этого обучения. Каждый ли может стать предпринимателем? Какими навыками нужно обладать, чтобы добиться успеха в бизнесе? И какую роль в обучении предпринимательству играет наставник?

Как сделать обучение предпринимательству эффективным?

© iStock

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, оценить эффективность современного обучения предпринимательству и составить портретные характеристики будущих успешных предпринимателей, ученые Научного центра мирового уровня «Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала» (НЦМУ ЦМИЧП) НИУ ВШЭ провели исследование, посвящённое «предпринимательскому» элементу человеческого потенциала. В научном проекте «Разработка и первичная апробация элементов инструментария для исследования проявления «агентности» среди учащихся (школьников и студентов), включая вопросы обучения предпринимательству» особое внимание уделено вкладу в формирование человеческого потенциала формального (на базе основных образовательных программ вузов) и неформального (за их рамками) обучения предпринимательству. Исследование позволило узнать много нового о навыках, педагогических практиках и других важных аспектах обучения предпринимательству. Для того, чтобы узнать больше о способах обучения предпринимательству и их эффективности, мы поговорили с авторами исследования – Павлом Сорокиным, Юлией Вятской и Светланой Черненко. Разработанная программа реализуется в ходе выполнения этапов научного проекта "Человеческий потенциал: эффекты и отдача от образования".   

 

                          

Павел Сорокин

 Юлия Вятская

 Светлана Черненко

 

Авторы обратились к двум ключевым группам респондентов – студентам и школьникам, которые уже начинают делать первые шаги в предпринимательской деятельности, прошли или проходят необходимое обучение и принимают участие в проектной работе. В результате удалось установить, как трактуется понятие предпринимательства, что мотивирует проходить обучение, какими знаниями и навыками должен обладать будущий предприниматель и каким должен быть преподаватель, мотивирующий студентов на предпринимательскую деятельность.

Образование по предпринимательству реализуется для студентов во всём мире, начиная с 1947 года, когда в Гарвардской школе бизнеса начали реализовывать курс по предпринимательству. За это время волна обучения предпринимательству прошла по всем регионам мира, и теперь курс по предпринимательству во многих странах становится полноценной частью обучения по многим специальностям. Несмотря на явный рост внимания к обучению предпринимательству, всё ещё нет чёткого ответа, чему именно нужно обучать будущих предпринимателей.

Траектории начинающих предпринимателей слабо различаются в зависимости от направления подготовки и формата обучения. Что касается студентов, то они считают ориентированность на реальную практику самым важным фактором в обучении предпринимательству. Они хотели бы проходить стажировки в реальных компаниях, чаще применять полученные знания на практике. Важно, чтобы это были не абстрактные лекции, а проекты, стартапы, кейсы, которые имеют непосредственное отношение к реальной жизни. Более того, и школьники, и студенты сходятся во мнении, что главное – это опытный, успешный предприниматель в качестве наставника, который может поделиться реальной историей успеха, стать примером для своих подопечных, мотивировать и вдохновлять. Среди наиболее эффективных практик обучения предпринимательству названы следующие: лекции и мастер-классы от приглашённых действующих предпринимателей, наставничество от действующих предпринимателей, деловые игры по теме предпринимательства, мозговой штурм (моментальная генерация идей в группе и дальнейшая систематическая работа с ними). «В обучении предпринимательству никто не ждет лекций – это должно быть интерактивное обучение. Самый эффективный вариант – это взаимодействие с внешней средой во время подготовки проектов, обмен ценным опытом с наставником, который должен стать примером и вдохновителем», – поясняет Светлана Черненко.

Интересно и то, как респонденты определяют для себя термин предпринимательства. Сегодня это понятие принято рассматривать гораздо шире, чем узкий юридический статус. «Предпринимательство», в понимании респондентами, – размытое понятие, определяемое через очень разные ассоциации: неопределенность, риск, контроль, выстраивание процессов. Часто подчеркивается важность определенных характеристик и навыков, важных для изменения внешней среды, иногда выходящих за пределы исключительно создания новых стартапов. Предпринимательство выходит на первый план как наиболее явный пример проактивного действия по отношению к внешней среде, то есть «агентности», всё больше подразумевая под собой способность человека к действию, способность выступать в качестве самостоятельного актора и делать осознанный и свободный выбор. Для школьников это проявляется на примере проектной деятельности, для студентов вузов и выпускников – на примере предпринимательских инициатив. Среди факторов успеха в обучении предпринимательству сегодня всё чаще становится важной именно самостоятельная инициатива, что подтверждает актуальность «агентности».

Говоря о том, каким должен быть будущий успешный предприниматель, нельзя не подчеркнуть, что уже на ранних этапах жизни это люди, демонстрирующие большое стремление к достижению поставленных целей. «Сами будущие предприниматели – это люди проактивные. Например, они занимаются волонтерской деятельностью, делают первые успешные проекты уже в школе, позднее – занимаются продажами, затем проходят обучение и так или иначе приходят к предпринимательству», – добавляет Юлия Вятская. Авторы исследования выявили основные навыки, которые считают необходимыми в работе и в образовании те, у кого уже есть опыт запуска предпринимательских проектов.Интересно, что на первый план выходят так называемые «soft skills» – навыки, тесно связанные с личностными качествами. И хотя нельзя отрицать, что предприниматель должен разбираться в финансах, юридических вопросах, бухгалтерии, респонденты больше говорили о важности навыков коммуникации, самостоятельности, умения не сдаваться, работы в команде и/или управления ею. Респонденты подчеркивали, что без soft skills очень сложно в полной мере стать профессионалом, ведь можно уметь продавать свой продукт, но при этом так и не добиться успеха без умения правильно выстраивать общение с клиентами, партнёрами и собственной командой.

 

Что касается мотивации к предпринимательской деятельности, то для респондентов это далеко не только доходы. Для многих особое значение имеет осознание своего вклада в решение значимых для внешней среды проблем. Субъективное благополучие – саморазвитие, личное счастье, удовлетворенность жизнью – практически не звучит как отдельное мерило успеха. Зато отмечается моральное удовлетворение от осознания пользы для общества, вклада в некую «глобальную цель». 

Безусловно, в обучении предпринимательству важнейшую роль играют преподаватели. У них особая роль: они не столько учат, сколько показывают на своем примере, делятся опытом. И для оценки эффективности обучения важно ориентироваться на мнение выпускников о том или ином педагоге. Для улучшения процесса обучения предпринимательству необходимо уделять больше внимания тому, насколько преподавание связано с практикой и насколько методические материалы отвечают современным реалиям. «На сегодняшний день рейтинги оценивания обучения недостаточно учитывают практическую составляющую и у преподавателей, и у студентов. Мы забываем о том, что реальный критерий качества обучения – это инвестиции в образование, сделанные студентами и учениками, которые дали реальную отдачу в их практической деятельности. Нужно не только больше оценок, но и понимания, какие именно выпускники их дают. Мы учитываем не общую оценку, а мнение тех, кому обучение предпринимательству не только пригодилось в дальнейшей жизни, но и принесло первые плоды – кого эти люди назовут хорошим преподавателем? И именно их мнение позволяет оценить качество проведенного обучения», - комментирует Павел Сорокин.

Проведённое авторами исследование позволило сформулировать несколько предварительных рекомендаций. Для создания эффективной программы обучения предпринимательству можно предварительно рекомендовать подбор действующих предпринимателей, а также делать упор на мотивацию обучающихся. Более того, курс должен быть ориентирован на практику предпринимательства в «реальном мире» - за стенами учебного заведения. Необходимо, чтобы он отвечал актуальным особенностям реальности. Это можно реализовать посредством стажировки в реальных компаниях, занимающихся «поточным» технологическим предпринимательством.

Анастасия Андрианова

Проект выполнен в рамках совместного гранта НЦМУ ЦМИЧП – ФРПИ (при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2020-928).

Статья относится к серии материалов о проектах ФРПИ-НЦМУ 2021. Другие материалы доступны по ссылке.