НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

Почему важно изучать особенности восприятия информационных сообщений и какую роль в этом играет медиафрейминг?

В современном обществе остро стоит проблема доступа к информации и способам ее верификации. Становится всё сложнее отличить достоверную информацию от фейковых (заведомо ложных) новостей. С развитием социальных сетей и онлайн-платформ информация может быстро распространяться и достигать большой аудитории без должной проверки ее достоверности, а в эпоху цифровых медиа создание и распространение фейков стало гораздо легче. Потребитель контента может не знать, как обращаться с различными источниками, как их проверить и стоит ли им доверять. На какую информацию и как реагирует потребитель? Какие новости проходят более глубокую переработку человеческим мозгом и, следовательно, надежнее запоминаются? И какую роль в этом играет медиафрейминг?

Почему важно изучать особенности восприятия информационных сообщений и какую роль в этом играет медиафрейминг?

© iStock

Чтобы ответить на эти и другие вопросы, учёные Научного центра мирового уровня «Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала» (НЦМУ ЦМИЧП) НИУ ВШЭ провели исследование, посвящённое медиафреймингу – современному научному методу, позволяющему решать прикладные и исследовательские задачи, связанные с технологиями подачи информации. В рамках проекта «Роль медиафрейминга в обработке информации о восприятии сообщений о нарушении социальных норм» удалось получить результаты для формирования наиболее эффективных стратегий информирования и доставки контента потребителю. Разработанная программа реализуется в ходе выполнения этапов научного проекта «Мозговые механизмы социальных процессов и эмерджентные механизмы принятия решений».

Медиафрейминг - это процесс изменения восприятия и интерпретации информации путем выбора определенной рамки или контекста. Он используется для управления способом, каким сообщения и новости представляются публике. Медиафрейминг играет важную роль в формировании общественных мнений и понимании определенных событий и проблем. Он может влиять на то, как мы воспринимаем и понимаем информацию, и определять, какие аспекты событий или истории будут выделены или упущены. Его главная цель - создать определенное впечатление или эмоциональную реакцию у аудитории. Это может быть достигнуто путем выбора определенных слов, изображений, тем или точек зрения. «Человеку, который работает по ту сторону медиа в медиафрейминге есть большая выгода - есть возможность управлять массами людей, формируя их мнение относительно приобретения какого-либо товара, например», - поясняют авторы исследования.

Молодые ученые Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ провели исследование с использованием метода электроэнцефалографии (ЭЭГ)  для того, чтобы количественно оценить и сравнить, как потребитель обрабатывает информацию о социальных нормах (нарушениях), поданную в разных контекстах: высокоэмоциональном (с использованием «кликбейтных» заголовков, характерных для «желтой прессы») и низкоэмоциональном (на сухом, нейтральном языке «официальных» источников с использованием эвфемизмов). Для контроля использовались также нейтральные сообщения (филлеры) без смыслового содержания о нарушении социальных норм.

«То, как мы воспринимаем нарушение социальных норм – очень важный аспект построения сбалансированного и гуманного общества. Вместе с тем, человечество пока не может явить гомогенной реакции на это. Реакция на нарушения одних и тех же норм сильно зависит от подачи этой информации, контекста, даже языка. Есть исследования, где нарушения норм на не родном для человека языке воспринимаются мягче. Это проблема, поскольку там, где реакция неоднозначная, есть простор для управления и манипуляций», - пояснили авторы исследования.

В ходе проведения ЭЭГ-исследования было показано, что степень мозговой активации, которая характерна для обработки неконгруэнтной (несоответствующей ситуации) информации, была максимальной для восприятия сообщений, поданных в высокоэмоциональной («кликбейтной[1]») форме, и постепенно уменьшалась для низкоэмоциональных («нейтральных») сообщений и филлеров. Подача информации в высокоэмоциональной форме заставляет потребителя контента тратить больше времени и ресурсов (косвенно – уделять больше внимания) этому сообщению. Впервые было показано, что манипуляция подачей контента сопровождается разными затратами на переработку информации потребителем, что может отражать разную степень его реактивности и вовлеченности - например, свидетельствовать о его готовности поделиться этим материалом с другими.

Топография потенциала N400 в ответ на предъявление высокоэмоциональных слов, низкоэмоциональных слов и филлеров. Градация активации представлена цветовым кодом (от красного к синему через зеленый): максимальная степень выраженности негативного потенциала обозначена синим цветом 

«Применение полученных данных активно используется при реализации теории подталкивания, или наджинга: можно повлиять на процесс принятия решения другими людьми в заданном направлении, не внося никаких ограничений в возможности выбора (то есть не устанавливая запретов). Подталкивание выражается в воздействии, игнорировать которое просто и дешево. В этом случае условия принятия решения задаются таким образом, что человеку проще выполнить интересующее нас действие, чем потратить усилия и время на другое действие, от которого его пытаются отучить. Изучая, какие факторы положительно влияют на принятие социальных норм, на положительную оценку, можно использовать полученные данные для формирования оптимальной стратегии принятия решений», - объясняет один из авторов Оксана Зинченко.

В настоящее время масштаб информационных сообщений велик как никогда в истории. Люди не успевают адаптироваться и не могут явить корректный и последовательный анализ информационных сообщений. Поэтому изучение особенностей нашего восприятия информационных сообщений и выработка способов противодействия – крайне актуальная междисциплинарная задача на ближайшие десятилетия.

Анастасия Андрианова 

Проект выполнен в рамках совместного гранта НЦМУ ЦМИЧП – ФРПИ (при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325).

Статья относится к серии материалов о проектах ФРПИ-НЦМУ 2022.

Другие материалы доступны по ссылке.

 


[1] Кликбейт — это манипуляция эмоциями читателя, чтобы привлечь его интерес. Clickbait буквально переводится как «приманка для кликов».