Награды за новаторство: студенты представили проекты по развитию человеческого потенциала
В мае 2024 г. прошла презентация студенческих проектов, созданных студентами магистерской программы «Доказательное развитие образования» Института образования НИУ ВШЭ в рамках курса «Основы образовательной политики». Как отмечают эксперты НЦМУ, представленные проекты стали ярким примером интеграции результатов научных исследований в образовательный процесс. Представители НЦМУ, Ольга Ворон, заместитель директора Дирекции НЦМУ ,и Павел Сорокин, заведующий Лабораторией исследований человеческого потенциала и образования НИУ ВШЭ, руководитель научного направления НЦМУ, отметили лучшие работы за их потенциальный вклад в развитие научно-образовательного процесса в будущем.
Проектная студенческая работа традиционно занимает важную часть в образовательном процессе, выстроенном в Вышке, способствуя становлению обучающихся независимыми исследователями. Для НЦМУ особо ценными являются те проекты, которые могут быть полезны для развития научных исследований, связанных с изучением потенциала человека.
На мероприятии были представлены и отмечены экспертами студенческие проекты, посвященные темам реструктуризации профессионального образования, интеграции ссузов и вузов, оптимизации учебного плана средней школы и внедрения предмета «Основы программирования, машинного обучения и кибербезопасности». По мнению Павла Сорокина, проекты, разработанные в рамках курса «Основы образовательной политики», изначально создавалась в том формате, чтобы молодые исследователи имели возможность реализовать их на практике и интегрировать в образовательные процессы в будущем.
«Проектная работа студентов традиционно занимает важное место в Высшей школе экономики, что не случайно. Без проектной деятельности не могут сформироваться важные элементы человеческого потенциала, необходимые для того, чтобы быть успешным в будущем. Например, это способность к кооперации, совместному созданию контента, его презентации. Однако работы, выполненные нашими студентами и награжденные нами, действительно особенные. Мы изначально ориентировали их на то, что эти идеи могут пригодиться в продвижении результатов исследований НЦМУ, с которыми они были ознакомлены. Поэтому эти проекты еще ближе к реальности, чем многие другие, которые разрабатывают студенты в НИУ ВШЭ», – отметил Павел Сорокин, размышляя на тему будущего развития представленных студенческих проектов.
Эксперты в частности отметили проект Анны Казиной, посвященный регламентации и повышению прозрачности информационного бизнеса, который занимает все более важное место среди источников, откуда люди черпают новые знания и навыки. Он носит комплексный характер и основывается на данных разных дисциплинарных направлений. Данный проект заинтересовал НЦМУ из-за уже существующего на базе Центра исследования, посвященного изучению российского образовательного сектора, где происходит обучение работе с финансовыми инструментами. Как отмечает Павел Сорокин, в рамках исследования НЦМУ было установлено, что сейчас в сфере образования важную роль играют частные тренеры, блогеры и коучи. Проблема заключается в том, что информация, которую предоставляют эти эксперты, имеет совершенно разный показатель качества. Проект Анны предлагает практическое решение этой проблемы: проведение аккредитации участников этого рынка.
«Предложенные меры были взяты из опыта других стран, и я верю в возможность их интеграции, но при этом понимаю, что регулирование рынков всегда требует времени и дополнительных ресурсозатрат. Часть предложенных мер является довольно понятной и не требует большого количества ресурсов для реализации, например, создание рейтингов. Я считаю, что такие меры вполне можно реализовать в течение года. Что касается создания аккредитационных центров, внедрения новой структуры и других масштабных изменений для государственных органов может занять значительно больше времени, если у государства нет приоритетной задачи по проведению подобных мероприятий. Ввиду этого, внедрение подобных мер может занимать несколько лет», – рассказала о своем проекте и его перспективах Анна Казина.
По завершению мероприятия лучшие проекты, в том числе проект Анны Казиной, были удостоены наград от НЦМУ, присужденных Ольгой Ворон. Заместитель директора Дирекции НЦМУ отметила потенциал представленных проектов и их практическую значимость для развития образовательных процессов, добавив уже сейчас можно наблюдать высокий уровень подготовки студентов как будущих научных исследователей.
«Все представленные проекты интересны, они разные как по поставленным задачам, так и по предлагаемым решениям. Это и ценно. Студенты хорошо ориентируются в своих темах и достойно отвечают на каверзные вопросы. Наш конкурс в очередной показал сильную сторону НЦМУ: тесную взаимосвязь научных исследований и образовательного процесса – это настоящие сообщающиеся сосуды», – заключила Ольга Ворон.