• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

Какие регионы России готовы поддерживать креативные индустрии?

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» опубликовал специальный выпуск научного дайджеста. В нём представленрейтинг креативных регионов России. Система ранжирования субъектов РФ включает 48 индикаторов, характеризующих уровень развития креативного сектора и культурной среды, социально-экономические условия и меры поддержки 16 ключевых креативных индустрий.

Какие регионы России готовы поддерживать креативные индустрии?

© iStock

На основе результатов ранжирования авторы (Виктория Боос, Михаил Гершман, Леонид Гохберг, Евгений Куценко, Татьяна Остащенко) отнесли регионы к четырем группам с различными паттернами и условиями развития креативных индустрий: «лидеры» (21), «эволюционные» (19), «эффективные» (15) и «догоняющие» (30 субъектов РФ).

Наиболее способствуют развитию креативных индустрий в регионах наличие крупнейших городов, концентрация студентов ведущих университетов, высокий уровень цифровизации, активная политика органов власти и деятельность креативных кластеров. Административный статус территории и промышленная составляющая экономики не входят в число значимых драйверов развития креативного сектора.

Первую десятку рейтинга образуют: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирская, Томская области, Республика Татарстан, Ивановская, Белгородская, Нижегородская, Костромская и Свердловская области. Кроме перечисленных, еще 11 регионов, отнесенных к группе «лидеров», демонстрируют не только наиболее весомые результаты креативных индустрий, но и широкий набор предпосылок, благоприятствующих их развитию.

Примерно 40% регионов, включенных в рейтинг, добиваются в развитии креативного сектора примерно сопоставимых результатов, придерживаясь альтернативных сценариев. Так, одни субъекты РФ (более всего сконцентрированы в европейской части страны)органично задействуют значительный культурный потенциал и развивают креативные индустрии преимущественно по «эволюционному» сценарию. Другие регионы (их география несколько смещена в сторону Приволжского федерального округа) реализуют более практико-ориентированный («эффективный») сценарий с выраженной коммерческой направленностью. Регионы Арктической зоны нацелены на сотрудничество и консолидацию креативного капитала с привлечением разных субъектов РФ.

Результаты рейтинга показывают, что регионы по уровню развития креативной экономики дифференцированы гораздо существеннее, чем в сфере культуры. Так, сравнение показателей субъектов РФ из топ-10 и замыкающей десятки выявляет разрыв между ними по среднему значению субиндекса «Экономика креативных индустрий» в 6,7 раза, а субиндекса «Культурная среда» – в 1,7 раза. 

«Результаты исследования показывают, что эффективный креативный сектор не является привилегией исключительно богатых регионов или субъектов с глубокими историко-культурными традициями. Его развитие может опираться на любой набор креативных отраслей – от инновационных, вроде медиаиндустрий, использующих различные механизмы монетизации и защиты интеллектуальной собственности, до менее технологичных и более склонных к индивидуальному творчеству, вроде моды и дизайна. Также возможны различные, в том числе гибридные, сценарии их развития. Для выбора оптимального необходимо изучать уже сложившийся креативный профиль региона и то, какую роль в нем играют инерционные процессы и оказываемые на уровне субъекта и федерации меры поддержки», – комментирует один из авторов исследования, ведущий эксперт Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Виктория Боос

Руководитель проекта «Научный дайджест НЦМУ ЦМИЧП» – Ольга Ворон

Новый выпуск научного дайджеста доступен по ссылке

С предыдущими выпусками можно ознакомиться по ссылке.