Какое будущее ждет мигрантов, прибывших в Россию?
По мнению автора исследования (Владимир Малахов), вопрос о поведенческих стратегиях центральноазиатских мигрантов – ориентированы ли они на расселение в России, на возвращение в страну исхода, на переезд в другую страну – нуждается в уточнениях. Никогда еще не было столь большого количества мигрантов, не имеющих сколько-нибудь определенных планов относительно своего ближайшего (и тем более отдаленного) будущего, как в последние полтора-два года.
Вопреки расхожим представлениям о непреодолимой культурной дистанции между среднеазиатскими мигрантами и местным сообществом, эта дистанция на практике достаточно легко преодолевается. Выходцы из Центральной Азии быстро адаптируются к новому окружению, принимая исходящие от принимающей стороны «правила игры».
Приспосабливаясь к условиям жизни в России, мигранты вырабатывают смешанную идентичность. И если в случае старшего поколения утрата или ослабление связей со страной происхождения переживается как проблема, то в случае молодых когорт («второго» и «третьего» поколения, родившегося и выросшего в России) этот процесс проходит почти автоматически. Поскольку социализация детей мигрантов происходит в русскоязычной школе и – что не менее важно – в русскоязычном Интернете, они не воспроизводят культурную идентичность родителей.
Несмотря на существенный интеграционный потенциал, фактическая интегрированность центральноазиатских мигрантов в принимающее общество крайне низка. Для большинства выходцев из этого региона характерна высокая степень изолированности от окружения. Их контакты с местным населением, как правило, ограничены работой.
Мигранты активно поддерживают нарратив аутентичности нации – предполагается, что аутентичность следует оберегать, и что залогом тому служат женщины. Воспроизводство нарратива культурной чистоты в мигрантской среде «зеркалит» воспроизводство этого нарратива представителями принимающего сообщества. И там, и там, артикулируется беспокойство по поводу утраты контроля над «нашими» женщинами. Важно, однако, заметить, что данный нарратив оспаривается. Субъектами оспаривания выступают, во-первых, отдельные молодые женщины, во- вторых, представители «второго поколения» мигрантов. Молодые люди не готовы сообразовывать свое брачное поведение с традиционными (на их взгляд, устаревшими) представлениями.
Руководитель проекта «Научный дайджест НЦМУ ЦМИЧП» – Ольга Ворон.
Новый выпуск научного дайджеста доступен по ссылке.
С предыдущими выпусками научного дайджеста можно ознакомиться по ссылке.
Малахов Владимир Александрович