Какую роль в становлении гармонично развитой и социально ответственной личности играет образование?
Участники обсудили, почему сегодня для образования актуальна тема гармонично развитой и социально ответственной личности, насколько идеи и опыт советского и постсоветского прошлого могут помочь в разработке этой темы и как определить ключевые характеристики гармонично развитой и социально ответственной личности, учитывая, с одной стороны, задачи государственной политики, и, с другой стороны, объективные реалии жизни российских учебных заведений, а также высокое разнообразие аудиторий и контекстов в России.
Лилия Овчарова, инициатор проекта НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала», проректор НИУ ВШЭ, рассказала о том, почему сегодня тема гармонично-развитой и социально ответственной личности столь актуальна. Она подчеркнула, что само понятие гармонично развитой и социально ответственной личности относительно во времени и в пространстве. Это означает, что каждая страна имеет свое национальное представление о том, что такое гармонично развития личность и какие условия необходимы для ее формирования.
Лилия Овчарова
Среди вызовов, которые заставили пересмотреть концепт ГРЛ, эксперт выделила четыре:
1. Быстрые технологические изменения (цифровизация и другие компьютерные технологии, биоинженерия, искусственный интеллект), требующие новые компетенции
2. Навыки достижения успеха в условиях высокой неопределенности, запрос на самостоятельность, мобильность территориальную и профессиональную, предпринимательские навыки и креативность.
3. Переход от чисто производственных целей развития (рост ВВП и прибыли) к концепту устойчивого развития, который повысил спрос на ответственность за будущее.
4. Рост продолжительности жизни, увеличивший спрос на здоровый образ жизни.
Кроме того, эксперт подчеркнула, что в создании условий для перезагрузки концепта гармонично развитой личности сегодня ключевая роль отводится образованию. Однако есть институты, которые её сохраняют и поддерживают. Это, в первую очередь, здравоохранение и социальная защита.
Лилия Овчарова, Денис Подкопаев
Денис Подкопаев, старший методист, преподаватель словесности Лицея НИУ ВШЭ, в своём выступлении обратил внимание на то, что «Гармонично развитая и социально ответственная личность» как понятие до сих пор понимается всеми по-разному. Не вполне ясно, чем «гармонично развитая личность» отличается от просто «развитой личности», «удовлетворенной собой личности» и так далее. Именно поэтому сегодня необходимо договориться об общем понимании её характерных составляющих. Он подчеркнул, что «
пока школы ориентируются на измеримые предметные образовательные результаты, олимпиадные успехи и раннюю профилизацию, всерьез говорить о развитии гармоничной личности довольно рано. Образовательные организации остаются наукоцентричными. Однако как и по каким критериям понять, что сформирована гармонично развитая личность? Как её измерить? Денис Подкопаев пришел к выводу о том, что сегодня это сделать довольно трудно, ведь до сих пор наблюдается дефицит методологии её формирования и инструментов её измерения.
Денис Подкопаев
Павел Сорокин, руководитель Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования, Центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ отметил, что внимание к понятию ГРЛ всегда возрастает в эпоху перемен. И сегодня тоже неслучайно ученые вновь с повышенным интересом обращаются к этому понятию. Представляется, что недостаточно ограничиваться тезисом о новом витке в технологическом развитии, или даже о переходе к новому экономическому укладу, равно как и о формировании новых культурных форм в человеческом обществе. На его взгляд, речь идет о более фундаментальном изменении, которое стоит за кулисами трансформаций в отдельных секторах общественной жизни – де-структурации.
Павел Сорокин
Он уточнил, что суть этого изменения в том, что человек, личность становится не просто опорой или важной частью социальных структур и их динамики, но ее движущей силой.
Отсюда вытекают важные выводы для того, как следует выстраивать образование, включая требования к образовательным результатам и условиям образования. Образование не должно выстраиваться как искусственная, тепличная среда, потому что реальный мир за стенами образовательных учреждений быстро меняется. Поэтому следует серьезно пересмотреть привычные представления об идеальных образовательных условиях, которые были бы безопасными, но более близкими к реальности.
Роман Старченко, Павел Сорокин
Роман Старченко, заместитель директора ИЭА РАН, заведующий Центром по изучению межэтнических отношений Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, в рамках дискуссии поднял важную тему того, как в конструкции ГРЛ, претендующей на универсальность, учесть разнообразие: регионов, культур, этносов, возрастных групп, религиозных.
В дискуссии, которую модерировал Сергей Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, также принял участие Александр Сайбединов, народный учитель России, лауреат премии Правительства в сфере образования и науки, директор Губернаторского Светленского лицея г. Томск. Он поднял важную тему понимания значения и места образования сегодня и сохранении и дальнейшего развития современной человеческой цивилизации, подчеркивая актуальность гармонично развитой личности как части нового общества.
Александр Сайбединов
Сергей Косарецкий, модератор дискуссии, подвел итоги обсуждения. Так, он отметил, что дискуссанты не только предложили новые трактовки понятия ГРСОЛ, но и предложили некоторые новые вопросы для дальнейшего обсуждения природы гармонично развитой и социально ответственной личности как таковой. Например, какова специфика «приложения» конструкта ГРСОЛ к различным возрастам учащихся? Фактически, это формирует новый запрос на интерпретацию этапности, динамики формирования ГРСОЛ, спецификацию задач и ожидаемых результатов на разных ступенях образования. По его мнению, завершенность формирования ГРСОЛ выходит за границы школьной жизни, и ценно выделить роль и место этого этапа и связанного с ним отрезка образования.
Кроме того, в ходе дискуссии отчетливо прозвучал вопрос об индикаторах и методиках измерения сформированности ГРСОРЛ, которые могли бы использоваться не только для мониторинга достижения национальной цели или федеральных проектов, но на уровне школы, класса, образовательной программы. Всё это даёт учёным новые возможности для изучения гармонично развитой и социально ответственной личности и в дальнейшем.
Сергей Косарецкий