Как стратегия выбора зависит от контекста?
В ходе этого нейроэкономического исследования с участием людей было показано, что в обучении с подкреплением (не путать с машинным обучением) по типу павловского обусловливания, когда полезное действие, закрепляется и усиливает связь между ситуацией и реакцией, а вредное, ослабляет эту связь (в психологии известное также как «закон эффекта» Торндайка), кодирование результатов выбора в игре в лотерею происходит контекстно-зависимым образом. Немаловажно, что авторы дайджеста Стефано Палминтери и Маэль Лебретон раскрыли вычислительные механизмы этой зависимости.
Предыдущие исследования по перцептивному и экономическому принятиям решений свидетельствуют о том, что ценность одной опции определяется другими доступными опциями, то есть контекстом. В ходе многолетнего изучения было доказано, что такой принцип кодирования используется в процессах принятия решений в зависимости от прошлых результатов выбора, например, в обучении с подкреплением. Вследствие этого, результаты выборов приобретают субъективную ценность. Несмотря на то, что такая контекстная зависимость может быть оптимальной с информативной и экологической точек зрения, она не оптимально влияет на способность обобщать и распространять ценностно-ориентированные знания на новые контексты, таким образом, иногда создавая парадоксы в принятии решений.
Исследователи Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ пришли к выводу о том, что в человеческом обучении с подкреплением результаты выборов кодируются контекстно-зависимым образом. Кроме того, контекстная зависимость преобразует объективные результаты выборов в субъективные и включает центрирование вокруг точки отсчета и диапазонную адаптацию. Эти процессы имеют как желательные, так и нежелательные поведенческие последствия.
Руководитель проекта «Научный дайджест НЦМУ ЦМИЧП» – Ольга Ворон
Дайджест №13 доступен по ссылке.