• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

Опубликован третий выпуск научного дайджеста НМЦУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» опубликовал третий выпуск научного дайджеста под названием «Может ли школа научить мыслить?» . В дайджесте представлены результаты обзора по теме формирования в образовании креативного и критического мышления, выполненного Лабораторией проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ.

Третий выпуск научного дайджеста

Третий выпуск научного дайджеста
© Pexels

Авторы дайджеста Тарас Пащенко, Надежда Авдеенко и Михаил Гасинец рассказали, что известно о формировании креативного и критического мышления в образовании. Эти навыки, по результатам опросов, работодатели считают важнейшими для своих сотрудников. Исследователи отмечают, что целенаправленное формирование мышления начинается еще в школе, оно тесно связано с учебной деятельностью. 

Исполнительные функции (память и внимание) и обладание фоновыми знаниями являются необходимой базой для развития критического и креативного мышления, отмечают авторы дайджеста. Однако приобретение новых знаний и запоминание фактов необходимо сочетать с решением заданий, требующих навыков мышления высокого порядка.

© Виктория Пэк

Исследователи подчеркнули, что креативность формируется в учебной среде, где есть взаимное уважение, учителя могут вести открытый диалог учениками и делиться идеями, а обучение ведется в сотрудничестве. В такой среде учителя поощряют самообучение и соблюдают баланс между структурированными занятиями и свободой.

 

© Виктория Пэк

Чтобы сформировать критическое мышление, ученикам, в свою очередь, необходимо понимать значимость проблемы лично для них и иметь возможность выразить скептицизм

Наиболее выигрышной стратегией развития креативного и критического мышления ученые считают гибридный формат обучения. При использовании такого формата учащихся одновременно знакомят с общими способами развития критического и креативного мышления и показывают им, как эти способы можно применять на предметном материале.

 

© Виктория Пэк

Так может ли школа научить мыслить? Да — при условии организации определенной учебной среды и полноценной имплементации описанных практик преподавания, считают авторы дайджеста. 

Руководитель проекта «Научный дайджест НЦМУ ЦМИЧП» – Ольга Ворон.