Опубликован третий выпуск научного дайджеста НМЦУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»
Авторы дайджеста Тарас Пащенко, Надежда Авдеенко и Михаил Гасинец рассказали, что известно о формировании креативного и критического мышления в образовании. Эти навыки, по результатам опросов, работодатели считают важнейшими для своих сотрудников. Исследователи отмечают, что целенаправленное формирование мышления начинается еще в школе, оно тесно связано с учебной деятельностью.
Исполнительные функции (память и внимание) и обладание фоновыми знаниями являются необходимой базой для развития критического и креативного мышления, отмечают авторы дайджеста. Однако приобретение новых знаний и запоминание фактов необходимо сочетать с решением заданий, требующих навыков мышления высокого порядка.
© Виктория Пэк
Исследователи подчеркнули, что креативность формируется в учебной среде, где есть взаимное уважение, учителя могут вести открытый диалог учениками и делиться идеями, а обучение ведется в сотрудничестве. В такой среде учителя поощряют самообучение и соблюдают баланс между структурированными занятиями и свободой.
© Виктория Пэк
Чтобы сформировать критическое мышление, ученикам, в свою очередь, необходимо понимать значимость проблемы лично для них и иметь возможность выразить скептицизм
Наиболее выигрышной стратегией развития креативного и критического мышления ученые считают гибридный формат обучения. При использовании такого формата учащихся одновременно знакомят с общими способами развития критического и креативного мышления и показывают им, как эти способы можно применять на предметном материале.
© Виктория Пэк
Так может ли школа научить мыслить? Да — при условии организации определенной учебной среды и полноценной имплементации описанных практик преподавания, считают авторы дайджеста.
Руководитель проекта «Научный дайджест НЦМУ ЦМИЧП» – Ольга Ворон.