НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

3.4.1 Научный проект «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию»

Хархурин Анатолий Владимирович
Руководитель

Связь научного проекта с тематикой человеческого потенциала

В эпоху ускоренной цифровой трансформации очевидна необходимость интеграции знаний отдельного индивида в пространство межкультурного диалога, что предполагает солидарность, исключающую политические, этнические, религиозные и иные границы. Главным результатом образования становится умение действовать в условиях неопределенности и перманентного смещения горизонтов планирования, чему способствует развитие soft-компетенций – важных составляющих человеческого потенциала.

Научный проект «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» нацелен на создание обучающей системы (Plurilingual Intercultural Creative Keys; PICK: https://pick.hse.ru/), направленной на развитие мультиязычных, межкультурных и креативных компетенций

Цель проекта:

Разработка научно-методологических основ и дидактических средств формирования системной адаптации учащихся в современном мире через актуализацию их творческого потенциала, содействие многоязычию и развитие межкультурной компетенции

Задачи проекта:

  1. Обоснование механизма формирования системной адаптации учащихся в современном мире, разработка, апробация и реализация образовательной технологии формирования системной адаптации учащихся через актуализацию их творческого потенциала, содействие многоязычию и развитие межкультурной компетенции
  2. Разработка теоретической модели образовательной системы “Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию”, формирование критериального аппарата для оценки ее эффективности, разработка методик образовательной системы и проведение эмпирических исследований их эффективности
  3. Выявление социально-педагогических условий формирования межкультурной компетенции, содействия многоязычию и актуализации творческого потенциала личности учащихся
  4. Разработка и внедрение методической системы повышения квалификации педагогических кадров для реализации обучающей программы “Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию”

Ключевые результаты

2020 г.

Разработано теоретико-методологического обоснование механизма формирования системной адаптации учащихся через активизацию творческого потенциала, содействие многоязычию и формирование межкультурной компетенции, проведен теоретический анализ феномена полилингвальности как фактора способствующего становлению механизма системной адаптации учащихся в современном мире

2021 г.

Разработана теоретическая модель развития системной адаптации через образовательную программу PICK (схема, принципы, критерии и показатели эффективности), разработан первый и второй модули обучающей программы PICK для учителей

Публикации

  1. Kharkhurin, A. V., Yagolkovskiy, S. R. Cultural Variations in Evaluation of Creative Work: A Comparison of Russian and Emirati Samples // Frontiers in Psychology, 12, 2021
  2. Kharkhurin A. V., Charkhabi M.  Preference for Complexity and Asymmetry Contributes to an Ability to Overcome Structured Imagination: Implications for Creative Perception Paradigm // Symmetry, 2021 13(2), 343
  3. Lubart. T. Esposito D., Gubenko A., Houssemand C. Creativity in Humans, Robots, Humbots // Creativity: Theory, Research, Applications

Конференции

  1. Научный семинар «Полилингвальная креативность в действии: теоретические и эмпирические аргументы в пользу расширения рамок исследования о влиянии языковых практик на творческое поведение» (Москва, Россия, 15 декабря 2021 г.)
  2. XXIII Ясинская (Апрельская) международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва, Россия, 5-22 апреля 2022 г.): специальная сессия «Универсальные компетенции как ядро человеческого потенциала: формирование и оценивание» в рамках Секции «Экономика и социология образования» (05/04/2022)
  3. Хархурин А.В. «Развитие креативного потенциала учащихся в контексте языковых практик и кросс-культурной коммуникации»