• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

Учебный курс «Развитие софт-компетенций: языковых, межкультурных и креативных. Теория и практика»

Хархурин Анатолий Владимирович
Руководитель

Каширская Екатерина Владимировна
Преподаватель

Связь образовательной программы с научными проектами НЦМУ

При разработке и реализации учебного курса «Развитие софт-компетенций: языковых, межкультурных и креативных. Теория и практика» используются новейшие результаты, полученные в рамках проекта Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»:

3.4.1 Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию

Паспорт образовательной программы

Образовательная программа представляет собой учебный курс «Развитие софт-компетенций: языковых, межкультурных и креативных. Теория и практика» в рамках общеуниверситетского пула МагоЛего.

Учебный курс знакомит студентов с теоретическими предпосылками формирования языковых, межкультурных и креативных софт-компетенций на основе глубокого анализа фундаментальных научных исследований в соответствующих областях. В рамках курса обучающиеся получают ответы на вопросы, почему формирование данных компетенций является значимым фактором успешности как в профессиональной деятельности, так и в контексте саморазвития личности; какие психологические инструменты можно применять для актуализации языковых навыков, развития творческого потенциала и межкультурной компетенции в процессе решения учебно-познавательных и профессиональных задач. Языковые софт-компетенции связаны с развитием гибкости мышления, активизации коммуникативных умений и способности быстро и точно формулировать речевое высказывание на любом языке. Актуализация творческого потенциала студентов позволяет развивать их креативные способности, которые формируются на основе обычных когнитивных процессов и могут применяться для решения повседневных проблем. Развитие межкультурной компетенции позволяет человеку продуктивно использовать культурные условия и факторы, которые влияют на восприятие, оценку, чувства и поступки субъектов межкультурного взаимодействия, что делает индивида открытым новому опыту и способным решать конфликты между представителями разных культур. В ходе курса раскрывается понимание системной адаптации как универсальной компетенции, объединяющей навыки креативности, кооперации и коммуникации в том числе на иностранном языке в контексте межкультурного общения; обозначаются пути формирования системной адаптации через развитие языковых способностей, межкультурной компетенции и активизацию творческого потенциала.

Начало реализации учебного курса - январь 2023

Реализующее подразделение: департамент психологии факультета социальных наук

Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ

Направление подготовки: 37.03.01 Психология

Язык реализации: русский

Цели и задачи

Во время изучения курса студентам будет раскрыто понимание системной адаптации как универсальной компетенции, объединяющей навыки 4К (креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация) и компетенции познания, взаимодействия с другими и с самим собой; будут обозначены пути ее формирования через развитие языковых способностей, межкультурной составляющей и активизацию творческого потенциала. 

Содержание курса включает разработки и данные эмпирических исследований, реализованных в Лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций Департамента психологии Факультета социальных наук НИУ ВШЭ. Данный курс предполагает сочетание лекций и практических занятий в формате онлайн тренинга с широким применением интерактивных технологий смешанного обучения. Итогом освоения дисциплины и формой контроля является подготовка студентами эссе по теоретическим аспектам изучаемой тематики и защита проектными группами практико-ориентированных презентаций по программе развития соответствующих софт-компетенций по каждому блоку практических занятий.

Цель освоения дисциплины

  • Формирование умения определять и характеризовать феномены полилингвальности, креативности и мультикультурализма.

  • Формирование способности объяснять механизм системной адаптации личности в современном мире, классифицировать разные подходы к пониманию софт-компетенций и адаптации.

  • Развитие умения актуализировать креативность учащихся и коллег.

  • Формирование умения развивать и поддерживать межкультурную компетенцию.

  • Развитие навыков стимулирования изучения иностранного языка учащимися и коллегами с опорой на многоязычное общение.

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует, сравнивает и оценивает разработки программ по развитию софт-компетенций учащихся и коллег.

  • Описывает и различает методологические аспекты актуализации творческого потенциала, что служит основой для формирования системной адаптации личности в современном мире.

  • Различает методы и приемы развития гибких компетентностей учащегося или сотрудника.

  • Формулирует и объясняет суть механизма системной адаптации личности в современном мире.

  • Описывает и различает методологические аспекты актуализации творческого потенциала

  • Описывает и различает методологические аспекты развития межкультурной компетенции, что служит основой для формирования системной адаптации личности в современном мире.

  • Описывает и различает методологические аспекты развития языковых способностей, что служит основой для формирования системной адаптации личности в современном мире.

  • Определяет феномен креативности и классифицирует подходы к ее пониманию.

  • Определяет феномен полилингвальности и мультикультурализма, классифицирует подходы к их пониманию

  • Определяет феномены полилингвальности, креативности и мультикультурализма и классифицирует подходы к пониманию данных феноменов.

  • Разрабатывает методологический аппарат развития креативности

  • Разрабатывает методологический аппарат стимулирования изучения иностранного языка с опорой на многоязычное общение.

  • Разрабатывает методологический аппарат формирования межкультурной компетенции

Ключевые результаты

2022/2023 учебный год

Развитие софт-компетенций: языковых, межкультурных и креативных. Теория и практика. По итогам студенческой оценки преподавания, курс был признан лучшим по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития».