Учебный курс «Развитие софт-компетенций: языковых, межкультурных и креативных. Теория и практика»
Хархурин Анатолий Владимирович
Руководитель
Каширская Екатерина Владимировна
Преподаватель
Связь образовательной программы с научными проектами НЦМУ
При разработке и реализации учебного курса «Развитие софт-компетенций: языковых, межкультурных и креативных. Теория и практика» используются новейшие результаты, полученные в рамках проекта Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»:
3.4.1 Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию
Паспорт образовательной программы
Образовательная программа представляет собой учебный курс «Развитие софт-компетенций: языковых, межкультурных и креативных. Теория и практика» в рамках общеуниверситетского пула МагоЛего.
Учебный курс знакомит студентов с теоретическими предпосылками формирования языковых, межкультурных и креативных софт-компетенций на основе глубокого анализа фундаментальных научных исследований в соответствующих областях. В рамках курса обучающиеся получают ответы на вопросы, почему формирование данных компетенций является значимым фактором успешности как в профессиональной деятельности, так и в контексте саморазвития личности; какие психологические инструменты можно применять для актуализации языковых навыков, развития творческого потенциала и межкультурной компетенции в процессе решения учебно-познавательных и профессиональных задач. Языковые софт-компетенции связаны с развитием гибкости мышления, активизации коммуникативных умений и способности быстро и точно формулировать речевое высказывание на любом языке. Актуализация творческого потенциала студентов позволяет развивать их креативные способности, которые формируются на основе обычных когнитивных процессов и могут применяться для решения повседневных проблем. Развитие межкультурной компетенции позволяет человеку продуктивно использовать культурные условия и факторы, которые влияют на восприятие, оценку, чувства и поступки субъектов межкультурного взаимодействия, что делает индивида открытым новому опыту и способным решать конфликты между представителями разных культур. В ходе курса раскрывается понимание системной адаптации как универсальной компетенции, объединяющей навыки креативности, кооперации и коммуникации в том числе на иностранном языке в контексте межкультурного общения; обозначаются пути формирования системной адаптации через развитие языковых способностей, межкультурной компетенции и активизацию творческого потенциала.
Начало реализации учебного курса - январь 2023
Реализующее подразделение: департамент психологии факультета социальных наук
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Направление подготовки: 37.03.01 Психология
Язык реализации: русский
Цели и задачи
Во время изучения курса студентам будет раскрыто понимание системной адаптации как универсальной компетенции, объединяющей навыки 4К (креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация) и компетенции познания, взаимодействия с другими и с самим собой; будут обозначены пути ее формирования через развитие языковых способностей, межкультурной составляющей и активизацию творческого потенциала.
Содержание курса включает разработки и данные эмпирических исследований, реализованных в Лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций Департамента психологии Факультета социальных наук НИУ ВШЭ. Данный курс предполагает сочетание лекций и практических занятий в формате онлайн тренинга с широким применением интерактивных технологий смешанного обучения. Итогом освоения дисциплины и формой контроля является подготовка студентами эссе по теоретическим аспектам изучаемой тематики и защита проектными группами практико-ориентированных презентаций по программе развития соответствующих софт-компетенций по каждому блоку практических занятий.
Цель освоения дисциплины
-
Формирование умения определять и характеризовать феномены полилингвальности, креативности и мультикультурализма.
-
Формирование способности объяснять механизм системной адаптации личности в современном мире, классифицировать разные подходы к пониманию софт-компетенций и адаптации.
-
Развитие умения актуализировать креативность учащихся и коллег.
-
Формирование умения развивать и поддерживать межкультурную компетенцию.
-
Развитие навыков стимулирования изучения иностранного языка учащимися и коллегами с опорой на многоязычное общение.
Планируемые результаты обучения
-
Анализирует, сравнивает и оценивает разработки программ по развитию софт-компетенций учащихся и коллег.
-
Описывает и различает методологические аспекты актуализации творческого потенциала, что служит основой для формирования системной адаптации личности в современном мире.
-
Различает методы и приемы развития гибких компетентностей учащегося или сотрудника.
-
Формулирует и объясняет суть механизма системной адаптации личности в современном мире.
-
Описывает и различает методологические аспекты актуализации творческого потенциала
-
Описывает и различает методологические аспекты развития межкультурной компетенции, что служит основой для формирования системной адаптации личности в современном мире.
-
Описывает и различает методологические аспекты развития языковых способностей, что служит основой для формирования системной адаптации личности в современном мире.
-
Определяет феномен креативности и классифицирует подходы к ее пониманию.
-
Определяет феномен полилингвальности и мультикультурализма, классифицирует подходы к их пониманию
-
Определяет феномены полилингвальности, креативности и мультикультурализма и классифицирует подходы к пониманию данных феноменов.
-
Разрабатывает методологический аппарат развития креативности
-
Разрабатывает методологический аппарат стимулирования изучения иностранного языка с опорой на многоязычное общение.
-
Разрабатывает методологический аппарат формирования межкультурной компетенции
Ключевые результаты
2022/2023 учебный год
Развитие софт-компетенций: языковых, межкультурных и креативных. Теория и практика. По итогам студенческой оценки преподавания, курс был признан лучшим по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития».