НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

3.4.1 Научный проект «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию»

Хархурин Анатолий Владимирович
Руководитель

Период реализации проекта 

2020-2025

Связь научного проекта с тематикой человеческого потенциала

В эпоху ускоренной цифровой трансформации очевидна необходимость интеграции знаний отдельного индивида в пространство межкультурного диалога, что предполагает солидарность, исключающую политические, этнические, религиозные и иные границы. Главным результатом образования становится умение действовать в условиях неопределенности и перманентного смещения горизонтов планирования, чему способствует развитие soft-компетенций – важных составляющих человеческого потенциала.

Научный проект «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» нацелен на создание обучающей системы (Plurilingual Intercultural Creative Keys; PICK: https://pick.hse.ru/), направленной на развитие мультиязычных, межкультурных и креативных компетенций

Цель проекта:

Разработка научно-методологических основ и дидактических средств формирования системной адаптации учащихся в современном мире через актуализацию их творческого потенциала, содействие многоязычию и развитие межкультурной компетенции

Задачи проекта:

  1. Обоснование механизма формирования системной адаптации учащихся в современном мире, разработка, апробация и реализация образовательной технологии формирования системной адаптации учащихся через актуализацию их творческого потенциала, содействие многоязычию и развитие межкультурной компетенции
  2. Разработка теоретической модели образовательной системы “Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию”, формирование критериального аппарата для оценки ее эффективности, разработка методик образовательной системы и проведение эмпирических исследований их эффективности
  3. Выявление социально-педагогических условий формирования межкультурной компетенции, содействия многоязычию и актуализации творческого потенциала личности учащихся
  4. Разработка и внедрение методической системы повышения квалификации педагогических кадров для реализации обучающей программы “Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию”

Ключевые результаты

2020 г.

Разработано теоретико-методологического обоснование механизма формирования системной адаптации учащихся через активизацию творческого потенциала, содействие многоязычию и формирование межкультурной компетенции, проведен теоретический анализ феномена полилингвальности как фактора способствующего становлению механизма системной адаптации учащихся в современном мире

2021 г.

Разработана теоретическая модель развития системной адаптации через образовательную программу PICK (схема, принципы, критерии и показатели эффективности), разработан первый и второй модули обучающей программы PICK для учителей

2022 г.

Завершена разработка образовательной технологии формирования системной адаптации учащихся через актуализацию их творческого потенциала, содействие многоязычию и развитие межкультурной компетенции. Реализован первый модуль тренинга PICK “Творчество рождает творца” (развитие креативной компетенции школьников) для педагогов Воспитательного учреждения для детей "Решит Хохма" (Московская хоральная синагога).

Образовательные программы

Дополнительное профессиональное образование по системе PICK

Учебный курс «Развитие софт-компетенций: языковых, межкультурных и креативных. Теория и практика»

Публикации

  1.  Kharkhurin, A. V. & Yagolkovskiy, S. R. (2021). Cultural Variations in Evaluation of Creative Work: A Comparison of Russian and Emirati Samples. Frontiers in Psychology, 12. doi
  2.  Kharkhurin, A. V. & Charkhabi, M. (2021). Preference for Complexity and Asymmetry Contributes to an Ability to Overcome Structured Imagination: Implications for Creative Perception Paradigm. Symmetry, 13(2), 343. doi
  3. Lubart, T. Esposito D., Gubenko, A., & Houssemand, С. (2021). Creativity in Humans, Robots, Humbots. Creativity: Theory, Research, Application, 8(1). doi
  4.  Lubart T. et al. (2022). Creative Potential in Science: Conceptual and Measurement Issues//Frontiers in Psychology. – 2022. – Т. 13. – С. 750224. doi
  5. Wang, Y., & Wei, L. (2022). Multilingual learning and cognitive restructuring: The role of audiovisual media exposure in Cantonese–English–Japanese multilinguals’ motion event cognition. International Journal of Bilingualism
  6. Kharkhurin A. V., Koncha V., Charkhabi M. (2023) The effects of multilingual and multicultural practices on divergent thinking. Implications for plurilingual creativity paradigm //Bilingualism: Language and Cognition. – 2023. – Т. 26. – №. 3. – С. 592-609. doi

Инструменты

Образовательная технология формирования системной адаптации учащихся в современном мире через актуализацию их творческого потенциала, содействие многоязычию и развитие межкультурной компетенции

Модули обучающей программы «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» (PICK)

Конференции

13th annual International Conference on Education and New Learning Technologies (Palma de Mallorca, Spain, July 5-7, 2021):
- Kharkhurin, A. V., Kashirskaya, E. V., & Pasechnik, A. Plurilingual Intercultural Creative Keys (PICK): Fostering Multilingual, Intercultural, and Creative Competences through Education

International Symposium on Bilingualism (Warsaw, Poland, July 10-24, 2021):
- Kharkhurin, A. V. Plurilingual Creativity: Expanded Framework for Research in the Consequences of Acquisition and Use of Multiple Languages for Creative Behavior

International Congress of Psychology (Prague, Czech Republic, July 18-23, 2021).
- Kharkhurin, A. V. Creative Perception: Preference for Complexity and Asymmetry Contributes to Unstructured Imagination

Научный семинар «Полилингвальная креативность в действии: теоретические и эмпирические аргументы в пользу расширения рамок исследования о влиянии языковых практик на творческое поведение» (Москва, Россия, 15 декабря 2021 г.)

XXIII Ясинская (Апрельская) международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва, Россия, 5-22 апреля 2022 г.): специальная сессия «Универсальные компетенции как ядро человеческого потенциала: формирование и оценивание» в рамках Секции «Экономика и социология образования» (05/04/2022):
- Хархурин А.В. «Развитие креативного потенциала учащихся в контексте языковых практик и кросс-культурной коммуникации»

Многоязычное городское пространство: Политика, идентичность, образование (Москва, Россия, 7-8 апреля 2022 г.):
- Каширская Е.В. и Хархурин А.В. Как плюрилингвизм и креативность предотвращают эмоциональное выгорание среди российских студентов? (07/04/2022)
- Конча В., Хархурин А. В. и Чархаби М. Влияние многоязычия и плюрикультурализма на креативность: проверка посреднической роли толерантности и нетерпимости к двусмысленности (08/04/2022)
- Ержанова А.Х. и Хархурин А.В. Почему мы боимся изучать язык? Социально-демографические факторы, вызывающие беспокойство по поводу иностранного языка (04/07/2022)

17th European Congress of Psychology, (Ljubljana, Slovenia, July 5-8, 2022):
Koncha, V., Kharkhurin, A. V. & Charkhabi, M. Language Repertoire Moderates Contribution of the Multicultural Experience and Intercultural Competence to Divergent Thinking: Empirical Evidence for Plurilingual Creativity Paradigm

SOU Creativity conference (Ashland, USA, July 13-17, 2022):
- Kharkhurin, A. Expanding the horizons of multilingual and creative practices: Theoretical and empirical considerations in Plurilingual Creativity (keynote) (14/07/2022)
- Koncha, V., Kharkhurin, A. V. & Charkhabi, M. The Effects of Plurilingualism and Pluriculturalism on Creativity: Testing the Mediating role of Tolerance and Intolerance of Ambiguity (14/07/2022)

Marconi Institute for Creativity Conference, (Bologna, Italy, August 31 – September 2, 2022):
- Kharkhurin, A. V., Belova, S. S., Kashirskaya, E. V., & Koncha, V. Creativity, Language Repertoire and Multicultural Experience as Factors Affecting Burnout in University Students

Marconi Institute for Creativity Conference (Bologna, Italy, September August 31 – September 2, 2022):
- Koncha. V., Kharkhurin, A.V. & Charkhabi, M. Immersing into Plurilingual Creativity: The Interactive Effects of Language Repertoire, Multicultural Experience and Intercultural Competence on Creative Characteristics and Creative Motivation
- Erzhanova, A. H. & Kharkhurin, A. V. Contribution of Creative Personality and Big Five Personality Traits to Foreign Language Anxiety