• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

3.2.3 Научный проект «Образование взрослых»

Коршунов Илья Алексеевич
Руководитель

Период реализации проекта 

2023-2025

Связь научного проекта с тематикой человеческого потенциала

Ключевые компетенции и навыки развиваются в результате непрерывного образования (концепция Lifelong Learning), составляющего сегодня неотъемлемую часть жизни человека. Ускорение темпов смены производственных технологий в современной экономике и стремительное устаревание навыков на рынке труда приводит к увеличению разрыва между требованиями работодателей и имеющейся квалификацией (в первую очередь, в части её практической составляющей) выпускников образовательных организаций и работающих граждан. Формирование и обновление всего комплекса ключевых компетенций работников, соответствующих запросам действующих и предполагаемых производств, является важным вкладом в человеческий капитал.

Реализация научного проекта «Образование взрослых» предполагает проведение анализа и определение роли различных агентов (государство, система образования, предприятия) на формирование и развитие ключевых компетенций работающего населения для социального и экономического развития как граждан, так и общества в целом.

Цель проекта:

Проведение комплексного, междисциплинарного исследования существующих практик деятельности основных социально-экономических институтов (вузы, предприятия, государство), участвующих в процессе обучения и переобучения взрослого населения, на основе данных социологических исследований по международным программам ОЭСР (PIAAC), а также РМЭЗ НИУ ВШЭ (RLMS-HSE), МЭО

Задачи проекта:

  1. Определить эффективные стратегии формирования навыка «решение задач в технологически-насыщенной среде» взрослых работающих граждан за счет их участия в формальном, неформальном и информальном обучении (обучение на работе, онлайн) на основе данных российского обследования взрослых RLMS-HSE
  2. Изучить основные факторы, влияющие на участие взрослого населения в непрерывном образовании, и факторы выбора программ дополнительного образования взрослым населением Российской Федерации, в том числе их соответствие запросам работодателей и работников на навыки, выдаваемые документы об образовании, характеристики и условия реализации, разработать и конкретизировать стратегии формирования и поддержания компетенций взрослых граждан с разным уровнем владения ключевыми компетенциями
  3. Выявление межстрановых различий в использовании навыков на рабочих местах и установление взаимосвязи между использованием навыков и результатами когнитивной оценки (на основе международных данных с опорой на исследование PIAAC-ОЭСР)
  4. Анализ системы непрерывного образования взрослых в университетах регионов, находящихся на стадии экономической трансформации с целью определения основных стратегий развития, форм взаимодействия с ключевыми стейкхолдерами, идентификация их роли в системе экономического развития регионов и разработки рекомендаций по совершенствованию системы обучения взрослого населения

Ключевые результаты

2023 г.

В ходе исследования установлено, что в региональной экономике с большей производительностью труда происходит значительно большее по масштабам обучение цифровым компетенциям и, в целом, наблюдается более высокая средняя заработная плата. Такое обучение происходит в отраслях, прежде всего, с высоким уровнем цифровизации. Причем более сложные и комплексные компетенции обеспечивают больший вклад в производительность, чем базовые. Как показал содержательный анализ образовательных программ, граждане в российских регионах с большим ВРП на душу населения и, соответственно, с высоким уровнем обучения цифровым компетенциям, чаще хотят овладеть именно высокопрофессиональными навыками цифровой экономики.

ВРП на душу населения в субъектах РФ и масштабы обучения граждан цифровым навыкам от общей численности занятых

Доля слушателей по группам навыков в регионах с низким и высоким уровнем обучения цифровым компетенциям от общей численности занятых, %, в рамках федерального проекта «Содействие занятости»

Образовательные программы 

Образовательная программа магистратуры «Обучение и оценивание как наука»

Образовательная траектория «Дизайн образовательных продуктов» на магистерской программе «Педагогическое образование»

Майнор «Исследователь в EdTech»

Учебный курс «Cоциально-экономическое развитие с опорой на человеческий потенциал: проблемы, перспективы и лучшие практики в образовании»

Публикации

  1. Коршунов И. А., Лубников С. В., Ширкова Н. Н. Образование и обучение взрослого населения для развития навыка решения задач //Образование и наука. – 2023. – Т. 25. – №. 6. – С. 166-192. doi
  2. Коршунов И.И. и др. Решение проблем и формальное, неформальное и информализированное обучение российских сотрудников (по данным PIAAC) //Образование для взрослых ежеквартально. – 2023. – Т. 73. – № 2. – С. 197-219. doi

  3. Рожкова К.В, Рощин С.Ю. и Травкин П.В. 2024. От совмещения учебы и производства к совмещению работы и учебы? Меняющаяся модель российского высшего образования. Вопросы образования / Educational Studies, Москва, № 2 (июль). doi