• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

3.2.3 Научный проект «Образование взрослых»

Коршунов Илья Алексеевич
Руководитель

Период реализации проекта 

2023-2025

Связь научного проекта с тематикой человеческого потенциала

Ключевые компетенции и навыки развиваются в результате непрерывного образования (концепция Lifelong Learning), составляющего сегодня неотъемлемую часть жизни человека. Ускорение темпов смены производственных технологий в современной экономике и стремительное устаревание навыков на рынке труда приводит к увеличению разрыва между требованиями работодателей и имеющейся квалификацией (в первую очередь, в части её практической составляющей) выпускников образовательных организаций и работающих граждан. Формирование и обновление всего комплекса ключевых компетенций работников, соответствующих запросам действующих и предполагаемых производств, является важным вкладом в человеческий капитал.

Реализация научного проекта «Образование взрослых» предполагает проведение анализа и определение роли различных агентов (государство, система образования, предприятия) на формирование и развитие ключевых компетенций работающего населения для социального и экономического развития как граждан, так и общества в целом.

Цель проекта:

Проведение комплексного, междисциплинарного исследования существующих практик деятельности основных социально-экономических институтов (вузы, предприятия, государство), участвующих в процессе обучения и переобучения взрослого населения, на основе данных социологических исследований по международным программам ОЭСР (PIAAC), а также РМЭЗ НИУ ВШЭ (RLMS-HSE), МЭО

Задачи проекта:

  1. Определить эффективные стратегии формирования навыка «решение задач в технологически-насыщенной среде» взрослых работающих граждан за счет их участия в формальном, неформальном и информальном обучении (обучение на работе, онлайн) на основе данных российского обследования взрослых RLMS-HSE
  2. Изучить основные факторы, влияющие на участие взрослого населения в непрерывном образовании, и факторы выбора программ дополнительного образования взрослым населением Российской Федерации, в том числе их соответствие запросам работодателей и работников на навыки, выдаваемые документы об образовании, характеристики и условия реализации, разработать и конкретизировать стратегии формирования и поддержания компетенций взрослых граждан с разным уровнем владения ключевыми компетенциями
  3. Выявление межстрановых различий в использовании навыков на рабочих местах и установление взаимосвязи между использованием навыков и результатами когнитивной оценки (на основе международных данных с опорой на исследование PIAAC-ОЭСР)
  4. Анализ системы непрерывного образования взрослых в университетах регионов, находящихся на стадии экономической трансформации с целью определения основных стратегий развития, форм взаимодействия с ключевыми стейкхолдерами, идентификация их роли в системе экономического развития регионов и разработки рекомендаций по совершенствованию системы обучения взрослого населения

Ключевые результаты

2023 г.

В ходе исследования установлено, что в региональной экономике с большей производительностью труда происходит значительно большее по масштабам обучение цифровым компетенциям и, в целом, наблюдается более высокая средняя заработная плата. Такое обучение происходит в отраслях, прежде всего, с высоким уровнем цифровизации. Причем более сложные и комплексные компетенции обеспечивают больший вклад в производительность, чем базовые. Как показал содержательный анализ образовательных программ, граждане в российских регионах с большим ВРП на душу населения и, соответственно, с высоким уровнем обучения цифровым компетенциям, чаще хотят овладеть именно высокопрофессиональными навыками цифровой экономики.

ВРП на душу населения в субъектах РФ и масштабы обучения граждан цифровым навыкам от общей численности занятых

Доля слушателей по группам навыков в регионах с низким и высоким уровнем обучения цифровым компетенциям от общей численности занятых, %, в рамках федерального проекта «Содействие занятости»

Образовательные программы 

Образовательная программа магистратуры «Обучение и оценивание как наука»

Образовательная траектория «Дизайн образовательных продуктов» на магистерской программе «Педагогическое образование»

Майнор «Исследователь в EdTech»

Учебный курс «Cоциально-экономическое развитие с опорой на человеческий потенциал: проблемы, перспективы и лучшие практики в образовании»

Публикации

  1. Коршунов И. А., Лубников С. В., Ширкова Н. Н. Образование и обучение взрослого населения для развития навыка решения задач //Образование и наука. – 2023. – Т. 25. – №. 6. – С. 166-192. doi
  2. Korshunov I. et al. Problem Solving and Formal, Nonformal, and Informal Learning of Russian Employees (Based on PIAAC Data) //Adult Education Quarterly. – 2023. – Т. 73. – №. 2. – С. 197-219. doi
  3. Rozhkova Ksenia V., RoshchinSergey Yu., and Travkin Pavel V. 2024. From Combining Study and Work to Combining Work and Study? The Changing Model of Russian Higher Education. Voprosy Obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no. 2 (July). doi