Научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» совместно с Институтом демографии ВШЭ и Международной лабораторией исследований населения и здоровья организовали первые демографические чтения памяти Анатолия Вишневского, первого директора института, профессора ВШЭ. Эксперты обсудили широкий круг тем, в частности то, какой должна быть семейная политика, что поможет изменить ситуацию с низкими доходами и как исправлять провалы рынка и занятости.
Тема «НЦМУ»
Отечественная креативная экономика развивается недостаточно быстрыми темпами. Причина в общей экономической стагнации и, как следствие, в недостаточном спросе на предлагаемые креативными индустриями товары и услуги. НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» опубликовал первый выпуск научного дайджеста, темой которого стало «Развитие креативных индустрий в России: ключевые индикаторы».
В каких отраслях работники могут рассчитывать на возможность попасть в группы с высокими зарплатами, какова отдача от высшего образования, как связаны продолжительность жизни и возраст ухода с рынка труда. Эти и другие темы эксперты обсудили на первой конференции «Рынок труда: демографические вызовы и человеческий капитал» Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого капитала».
Сегодня платформы стали ключевым элементом инфраструктуры рынка труда, выполняя функцию по мэтчингу спроса и предложения, предоставляя удобную площадку для поиска занятости, клиентов, заказчиков. Эксперты ВШЭ изучили возможности сочетания гибкости платформенной занятости и социальных гарантий традиционной наемной работы и представили доклад «Платформенная занятость: определение и регулирование».
Что такое аффект и почему он важен для человека? Как можно определить чувства и как они связаны с эмоциями и сознанием? Что можно использовать при создании человекоподобного робота? Профессор Антонио Дамасио (Университет Южной Калифорнии, США) обсудил эти и другие вопросы в своей почетной лекции под названием «Чувство, знание и искусственный интеллект» в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной ВШЭ и Сбером.
В Восточной Европе и Центральной Азии динамика общего благополучия была положительной с 2012 года, уровень бедности снижался. Но из-за коронакризиса количество бедных во всем мире, а значит и в этих регионах, может значительно вырасти впервые за 20 лет.Об этом на XXII Апрельской конференции, организованной ВШЭ и Сбером, рассказал ведущий экономист Всемирного банка Сэмюэль Фрейхе-Родригес.
Пенсионная реформа в стране пока не достигла намеченных целей. Нужна ли нам вообще эта реформа или лучше оставить все как есть? Представления о стратегии развития пенсионной системы у участников круглого стола, проведенного в рамках XXII Апрельской конференции ВШЭ и Сбера, оказались разными. Часть из них полагает, что в будущем государства перейдут на безусловный базовый доход.
В мире обостряется конкуренция за перспективных молодых ученых, растут расходы на подготовку кадров. Это происходит на фоне цифровизации, порождающей новое цифровое неравенство. Например, в России четверть взрослого населения не имеет навыков работы с цифровыми технологиями и не пользуется интернетом. Эти и другие темы обсудили участники круглого стола, прошедшего в ходе XXII Апрельской международной научной конференции, организованной Вышкой и Сбером.
На резкий рост бедности во время пандемии многие государства ответили новыми программами социальной поддержки, в том числе прямыми денежными выплатами. В ходе совместного семинара Института социальной политики ВШЭ и Всемирного банка в рамках работы Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала эксперты обсудили зарубежный опыт и перспективы введения в России минимального гарантированного дохода.
Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала в рамках серии «Современная аналитика образования» выпустил доклад «Обучение предпринимательству в вузах России и мира». По итогам обзора лучших зарубежных практик предпринимательского образования, авторы выявили 71 навык, который воспитывается в ходе такого образования. Для анализа исследователи отобрали 63 программы и курса из 44 университетов и 24 стран.