• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

Способны ли новые технологии решить проблему неравного доступа к образованию?

Технологии искусственного интеллекта и машинного обучения, 3D-моделирования, VR/AR/ MR и др. способны повысить вовлеченность учащихся и улучшить усвоение материала. Ожидается, что к 2033 г. мировой рынок цифрового образовательного контента увеличится в три раза. Новая эра образовательных технологий — в новом выпуске трендлеттеров Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, выпускаемых в рамках совместного проекта НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» и кафедры ЮНЕСКО по исследованиям будущего НИУ ВШЭ.

Способны ли новые технологии решить проблему неравного доступа к образованию?

Freepik

Справочно:   Эта серия трендлеттеров продолжает практику публикации с 2014 г. обзоров глобальных технологических трендов и представляет уникальную Базу глобальных трендов и вызовов в области развития человеческого потенциала. Данное исследование ИСИЭЗ НИУ ВШЭ опирается на результаты Системы интеллектуального анализа больших данных iFORA, опроса Дельфи (с участием более 400 ведущих иностранных и российских ученых), экспертных сессий и интервью.

Образовательный сектор занимает третье место в мировой экономике по объему инвестиций в технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности, уступая лишь игровой индустрии и здравоохранению. Современные технологии позволят создать условия обучения, приближенные к реальным, и дистанционно осваивать новые практикоориентированные знания и навыки. Это особенно важно при обучении профессиям, связанным с опасными работами или взаимодействием с людьми.

Однако важной проблемой остается неравенство возможностей для получения образования как на международном, так и национальном уровнях. По оценкам Всемирного банка, в 2023 г. 260 млн детей не имеют доступа к школьному образованию, и к 2030 году эта цифра может снизиться лишь до 200 млн. Внедрение новых технологий в образовательный процесс может быть эффективным лишь при сокращении «цифрового разрыва». Данный разрыв в доступе к образованию сохраняется преимущественно из-за отсутствия необходимых электронных устройств и оборудования, а также невозможности подключения к сети Интернет.

Развитию и становлению данного тренда на обучение с привлечением инновационных технологий способствует целый ряд факторов. Среди них можно выделить внедрение программ по повышению эффективности образовательного процесса, тренд на персонализацию этого процесса, а также развитие технологий и снижение затрат на приобретение оборудования, которое в настоящий момент доступно не всем обучающимся.

Новый выпуск трендлеттера доступен по ссылке.

С предыдущими выпусками трендлеттеров можно ознакомиться здесь.