Бюджеты времени как способ изучения детского благополучия в современной России
31 мая в 2024 г. в Санкт-Петербурге состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Детство в современной России: проблемы, политика, перспективы». От НЦМУ в конференции приняли участие Мария Нагерняк, заместитель проректора НИУ ВШЭ, директор Дирекции НЦМУ, и Наталья Михайлова, эксперт Центра исследований бюджетов времени Института социальной политики НИУ ВШЭ. В своем онлайн-выступлении молодые исследователи представили доклад о детских бюджетах времени глазами детей и родителей, подготовленный в рамках проекта НЦМУ «Анализ структуры бюджетов времени в контексте оценки благополучия населения».
Мария Нагерняк и Наталья Михайлова отметили важность изучения повседневности детей через бюджеты времени, а также их связь с качеством жизни детей. Эксперты также представили эмпирические результаты своего исследования, показывающие, что российские дети чаще других вовлечены в дополнительные внешкольные занятия. Примечательно, что, по результатам исследования, гендерные роли закладываются еще в детстве, поскольку в будни девочки в среднем тратят в 1,7 раз больше времени на работу по дому, чем мальчики.
Наталья Михайлова и Мария Нагерняк
В своем докладе исследователи также утверждают, что и дети, и родители отмечают ценность времени с семьей и стараются больше времени проводить вместе. Стоит добавить, что для детей принципиальную важность имеют именно очные встречи с друзьями и родственниками.
Говоря о негативных инсайтах исследования, на которые необходимо обратить внимание заинтересованным лицам, занимающимся вопросами детского благополучия, эксперты выделили перегруженность детей учебой и внешкольными занятиями, которую отмечают и дети, и их родители.
В рамках секции «Детство и молодость в паутине повседневности (цифровизация, IT, субкультуры и др. и особенности изучения)» эксперты не могли не затронуть тему времени, проводимого детьми в онлайн-пространстве. В ходе исследования было установлено, что, по первичным оценкам, российские дети в среднем используют гаджеты примерно 6 часов в день, включая параллельное использование во время других видов деятельности. Стоит также отметить, что при таком значительном показателе более 80% детей высоко оценивают свою удовлетворенность от времени, проведенного в онлайн-пространстве. В этом году в рамках проекта НЦМУ эксперты планируют на глубоком уровне с использованием более значительной выборки проанализировать и проверить полученные данные.
Доклад о бюджетах времени детей был положительно встречен участниками конференции и стал отправной точкой для начала оживленной дискуссии в аудитории. Модератор секции, посвященной вопросам детства в контексте повседневности, Екатерина Усачева (к.э.н., РАНХиГС) отметила, что презентация доклада стала настоящим «праздником, который хочется продолжать». Эксперты НЦМУ также поделились планами развития проводимого исследования на будущее и получили приглашение на последующие конференции организаторов.