НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

Объединяя научные пространства: НЦМУ Потенциал человека стал участником осенних фестивалей науки

Этой осенью НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» стал участником сразу двух масштабных событий в сфере науки – фестиваля научных сообществ «ВНауке» от VK и ежегодного всероссийского фестиваля NAUKA 0+. На обеих площадках Центр представил свои уникальные выставки. Гости смогли окунуться в мир научных открытий и интересных экспериментов, а также послушать серию лекций от ведущих экспертов. О том, как прошли оба мероприятия и какие впечатления остались у организаторов и участников, читайте в нашем материале.

Объединяя научные пространства: НЦМУ Потенциал человека стал участником осенних фестивалей науки

© Алиса Годованец

На научных мероприятиях эксперты Центра представили выставку «Нейрокогнитивный кластер – среда для прорывных научных исследований». В неё входили различные эксперименты, среди них - «Вечная молодость» (о том, как оценить способность человека подавлять нерелевантную информацию, как воспринимать и анализировать текстовую информацию с помощью современного айтрекера), «Глазами ребенка» (о том, как воспринимать и анализировать текстовую информацию чтобы понять, есть ли нарушения восприятия при чтении), «Я слышу запах» и «Жизнь не сахар» (о том, как реагировать на внешние раздражители, например, запахи), «Быстрее мысли!» (о том, как управлять своей реакцией) и «Главное – внимание» (о том, как удерживать визуальное внимание).

 

Каждый эксперимент предоставил посетителям уникальную возможность попробовать определить способности человеческого мозга: пройти тесты, связанные с обонянием, зрением, умением быстро и эффективно переключаться с одной задачи на другую и многое другое. Чтобы узнать больше о ходе мероприятия, процессе подготовки и самых ярких моментах, мы поговорили с организаторами выставки, руководителями экспериментальных направлений и самими участниками.

 

«Оба фестиваля «ВНауке» и «NAUKA 0+» – научно-просветительские мероприятия, рассчитанные на самую широкую аудиторию, так сказать, несут науку в массы», – поделилась Ольга Ворон, организатор выставок и заместитель директора Дирекции НЦМУ «Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала», руководитель блоков «Мероприятия, конференции», «Международное сотрудничество и пиар». «Подготовка проходила довольно напряженно, сроки были сжатые, но благодаря участию и вовлеченности всех участников мы смогли показать наши исследования с наилучшей стороны. Мы вместе с коллегами выстраивали подачу материала, расставляли акценты. Татьяна Леднева предложила дизайн презентаций – яркий и запоминающийся, и мы его использовали для всех интерактивных стендов. Самое главное – настроиться на успех. Поэтому у нас в течение обоих фестивалей люди шли нескончаемым потоком».

 

Эксперимент «Вечная молодость» – исследование того, как знание нескольких языков может защитить мозг от негативных возрастных изменений. Это исследование, выполненное Федерико Галло, сотрудником Центра нейроэкономики и принятия решений, показывает, что билингвы, переключаясь между разными языками, сталкиваются с дополнительной когнитивной нагрузкой. «Если вы когда-либо изучали второй язык, то знакомы с этим напряжением, когда хотелось использовать слово из родного языка, но пришлось копаться в памяти в поисках подходящего иностранного. Такое «жонглирование» языками усиливает ваш когнитивный контроль, подобно тренировке мозга. Благодаря этому происходит улучшение исполнительных функций мозга, накапливается так называемый когнитивный резерв, который замедляет появление признаков старения и развитие деменции», – объясняет Татьяна Леднева,стажер-исследователь, аспирант Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ.

 

© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

 

«Мы получили самые восторженные отклики особенно от наших маленьких гостей. Поразительно, но дети справились с заданием гораздо более успешно, чем взрослые. Они не только реагировали на стимулы быстрее, но и делали меньше ошибок. Больше всего мне запомнилась одна малышка в розовом платье, которая еще не знала, что такое право и лево, но справилась с задачей Фланкера на ура. Этот эксперимент – отличная возможность оценить состояния разных компонентов исполнительных функций с помощью экспериментальных задач», – добавила эксперт. «В лаборатории мы проводим это тестирование длительное время в строго контролируемых условиях, и от участников требуется большая концентрация. Честно говоря, это не очень весело. Однако для выставок мы придумали способ, как сделать фланговую задачу увлекательнее, и заменили обычные стрелки, которые применялись в тесте Фланкера уже 50 лет, на изображения Супермена!»

 

© Медиацентр ФКИ НИУ ВШЭ

 

Суть эксперимента «Быстрее мысли!» заключалась в демонстрации способности людей предугадать скорость реакции человека на внешний стимул по электрической активности мозга и использовании этого для тренировки скорости реакции моторной системы. В эксперименте организаторы считывали активность мозга испытуемого с помощью специального прибора – электроэнцефалографа, и программа с минимальной задержкой обрабатывала данные и предсказывала состояние моторной системы мозга – готова она к реакции или нет. Испытуемому предъявлялся стимул на экране, на который нужно было среагировать нажатием клавиши на компьютере. Методика предназначена в первую очередь для спортсменов и киберспортсменов, для которых очень важно в нужный момент времени быстро среагировать на команду «старт» либо повысить скорость управления игрой с клавиатуры.

 

© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

 

«Подготовка к такому эксперименту занимает относительно длительное время. Необходимо за короткое время (в реальности один эксперимент может длиться 1 час и более) наиболее полно показать суть нашей методики, поэтому нам было необходимо сократить количество стимулов, тщательно, протестировать программу, убедиться в воспроизводимости результатов. Также необходимо было продумать, как обеспечить комфорт испытуемого во время и после эксперимента, из-за чего мы, например, отказались от «мокрых» электродов для считывания активности мозга, после которых на коже остаётся влажный гель, в пользу более простых одноразовых электродов», – рассказывает Никита Федосов, стажер-исследователь Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ. «Из испытуемых мне запомнились студент-медик с девушкой, которые очень заинтересовались экспериментом и оба прошли его, отфотографировав все результаты себе на память. Было и несколько человек, которые неожиданно продемонстрировали очень высокую скорость реакции, побив условную «верхнюю планку», которую мы ранее определили. Каждый такой результат вызывал у нас, экспериментаторов, некоторое удивление и горячие обсуждения возможных причин. В целом, все испытуемые проявляли неподдельный интерес к происходящему, так как в нашем эксперименте мы касаемся сакральной темы для многих людей, которую, с некоторой условностью, можно назвать «чтением мыслей», – добавил он.

 

В ходе эксперимента «Глазами ребенка»эксперты рассказывали участникам о том, как собрать и проанализировать данные о длительности и количестве фиксаций на словах в группе типично читающих детей и в группе детей с риском дислексии. Для предсказания нарушений чтения по движениям глаз были применены алгоритмы машинного обучения, точность предсказаний которых составила 91%. Александра Корженевская, стажёр-исследователь Центра языка и мозга НИУ ВШЭ, один из организаторов эксперимента «Глазами ребенка», поделилась с нами своими впечатлениями: «Я впервые поучаствовала в подобном мероприятии в роли рассказчика. Среди наших слушателей оказалось очень много детей. Как оказалось, многие взрослые слушатели не знали, что такое дислексия и часто путали ее с афазией, а некоторые слушатели, наоборот, делились с нами своей тревогой по поводу своей техники чтения. Мы показывали им, как они читают, и предлагали сравнить результаты с нормой, не ставя диагноза. Многие родители с этой же целью приводили к нам своих детей. Благодаря этому мероприятию я научилась на ходу адаптировать свой рассказ под возраст слушателя, а также быстро настраивать айтрекер и параллельно объяснять принцип его действия».

 

© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

 

Эксперимент «Главное – внимание» был основан на особом нейропсихологическом тесте, направленном на оценку визуального внимания и способности переключаться между задачами.В этом тесте испытуемому предлагается следовать заданному маршруту или пути на экране компьютера или другого устройства. Задача состоит в том, чтобы следовать указателям на экране, перемещая свой взгляд. Часто тест включает в себя различные сложности, такие как изменение скорости движения указателей, препятствия или переключение между несколькими маршрутами одновременно. Василиса Степанова, стажер-исследователь Центра языка и мозга НИУ ВШЭ, поделилась своими воспоминаниями: «На фестивале «ВНауке» в рамках эксперимента «Главное – внимание» я представляла тест следования по маршруту. Было очень приятно видеть вокруг себя людей разного возраста: и детей, и подростков, и взрослых. Все они были совершенно разные, но их всех объединял интерес к науке. Я была рада рассказать про исследования нашей лаборатории «Центра языка и мозга», провести тестирование и получить обратную связь. Побольше бы таких мероприятий!»

 

© Медиацентр ФКИ НИУ ВШЭ

 

«Я слышу запах» – эксперимент о роли обоняния в жизни человека, направленный на изучение влияния эволюционно значимых запахов на его поведение, а именно на принятие рискованных и импульсивных решений. В ходе эксперимента исследователи поведали участникам множество интересных фактов. Знали ли вы, что человеческий нос может различать более 1 триллиона запахов? Или что можно почувствовать запах страха и отвращения через запах пота другого человека, а затем испытать те же эмоции? Алиса Годованец, стажер-исследователь Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ, рассказала о своих впечатлениях и о процессе подготовки к мероприятиям: «Непростой, но очень увлекательной задачей было подготовить материалы так, чтобы они были понятны и интересны всем – от мала до велика. Опытные коллеги говорят, что, если ты не можешь изложить суть своего исследования «в двух словах на салфетке» – значит, ты сам не понимаешь, что именно ты исследуешь. Мне очень понравилось оттачивать это мастерство – легко и доступно преподносить сложную информацию для широкого круга интересующихся, и, кажется, нам с коллегами это удалось».

 

© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

 

Помимо практики публичных выступлений, самым главным позитивным моментом этих мероприятий было наблюдать за тем, как в людях разгоралось любопытство – было очень приятно, когда они внимательно слушали, задавали вопросы. Особенно дети! Очень надеюсь, что мой маленький вклад в популяризацию исследований смог пробудить в ком-то из детей тягу к науке, к познанию мира. В целом, могу сказать, что это был прекрасный и взаимообогащающий опыт общения с аудиторией – думаю, это было интересно и полезно как посетителям, так и презентующим», – добавляет она.

 

© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

 

«Жизнь не сахар» – интересный эксперимент о том, можно ли влиять на потребление сахара с помощью внешних стимулов, а именно – способна ли лекция о вреде сахара от ведущих специалистов в области питания изменить решение человека о потреблении сахаросодержащий продуктов. «Передо мной и Ниной Арзуманян стояла важная задача – понятным языком донести до гостей смысл нашего исследования и даже, возможно, немного изменить отношения слушателей к сахару!» – рассказала Анна Давидович, стажер-исследователь Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ. «Наше исследование напрямую связано с нашей магистерской работой, поэтому подготовка к мероприятию началась задолго до его проведения. Самым ценным для нас стали наши гости. А мероприятие дало нам возможность познакомиться со многими людьми из разных сфер. Было приятно и интересно поделиться результатами с большим количеством слушателей, которые проявляли большой интерес к теме исследования в ходе нашего выступления. Такой опыт запомнится надолго!»

 

© Медиацентр ФКИ НИУ ВШЭ

 

Организаторы мероприятий оценили не только высокий уровень подготовки молодых исследователей, но и большую заинтересованность посетителей. «Оба фестиваля пролетели для меня как одно мгновение. Больше всего меня радовали дети, проходившие наши эксперименты, у них глаза горели. Каждому участнику мы дарили на память наклейку «Я помог науке» или «Мозг обнаружен». В какой-то момент мне пришлось даже заменить отлучившихся коллег и самой рассказывать суть некоторых экспериментов. Честно скажу, было не просто, но, как мне кажется, я смогла ответить на все вопросы. Это бесценный опыт», – рассказала Ольга Ворон.

 

Не остались в стороне и гости фестивалей: они поделились своими впечатлениями от первого в жизни посещений подобных мероприятий. «Большое спасибо организаторам фестиваля NAUKA 0+. Я была впервые на таком мероприятии, и мне очень понравилось. Инновационные методики всегда заинтересовывают и удивляют! Я прошла все эксперименты с использованием нейротехнологий, очень познавательно и интересно. Жаль, что не успела на лекции, но надеюсь в следующий раз обязательно посетить!» Анастасия, 12 лет.

 

Выставка оставила массу положительных впечатлений и у выпускников вузов. «Мне очень понравилось на выставке, но больше всего заинтересовала тема изучения восприятия запахов человеческим организмом. Я даже подумать не могла, как сложно, но в то же время слаженно всё устроено! Теперь совсем иначе воспринимаю аромат ванили – стараюсь добавлять его везде, ведь он повышает мне настроение», – Кристина, 23 года.

 

Фестивали «ВНауке» и «NAUKA 0+» подарили экспертам НЦМУ «Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала» прекрасную возможность представить свои научные достижения и исследования широкой аудитории, включая студентов, школьников и их родителей. Они стали платформой для обмена знаниями и опытом, распространения научной культуры и вовлечения людей в научные исследования. Наука может быть интересна и понятна каждому, главное – правильно её преподнести. Бесспорно, в этом году эксперты Центра блестяще справились с этой задачей.

 

Анастасия Андрианова

 

Мероприятия прошли в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта 075-15-2022-325 от 25.04.2022).