Как связаны между собой нейронауки и образование? Доклад экспертов НЦМУ ЦМИЧП на «Герценовских чтениях» в Санкт-Петербурге
В качестве авторов доклада выступили клинический психолог, научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании Института Образования НИУ ВШЭ, инициатор создания семинара Анастасия Петракова, аспирант НИУ ВШЭ по направлению «Психофизиология», организатор семинара Никита Отставнов, аспирант Научно-учебной лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития Департамента психологии НИУ ВШЭ, организатор семинара Ася Истомина, аспирант НИУ ВШЭ по направлению «Психофизиология», организатор семинара Воеводина Екатерина, кандидат филологических наук, научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ, организатор семинара Дорофеева Светлана, аспирант Центра языка и мозга НИУ ВШЭ, организатор семинара Нина Здорова и кандидат наук об образовании, доцент Института образования НИУ ВШЭ, приглашённый специалист по работе с качественным анализом данных Ксения Романенко.
Фото: Герценовские чтения - 2023
Авторы отметили, что современная система образования ориентирована на то, чтобы учащиеся (как школьники, так и студенты) развивались разносторонне, и чтобы при этом образовательный процесс поддерживал их субъективное благополучие. В связи с этим при принятии решений о введении инноваций в системе образования намечается тенденция обращаться к результатам эмпирических исследований, в том числе из других научных областей.
Как правило, исследователи образования обращаются к работам в области экономики, социологии, психологии. В то же время, в мировом масштабе всё более интенсивно развиваются исследования, связанные с изучением головного мозга, и сегодня принято выделять такое направление как «нейронаука» (Neuroscience). Возникает вопрос, существуют ли совместные перспективы у «нейронауки» и образования? И как определить предмет Educational Neuroscience? Именно эта тема и стала центральной в рамках семинара.
Фото: Герценовские чтения - 2023
Целью исследования, проведенного авторами, стало выяснение представлений практиков сферы образования о науках, изучающих мозг, и их мнений относительно того, насколько нейронаука может быть полезна современному образованию. Так, был разработан специальный гайд, основанный на теории установки Г. Олпорта, и проведены фокус-группы с вышеуказанными специалистами. На данный момент эксперты провели пока что только пилотное исследования с преподавателями, которые обучаются на магистерских программах Института образования НИУ ВШЭ. В рамках доклада на конференции были представлены результаты первых четырёх фокус-групп (N = 29).
К первым выводам авторы относят тот факт, что, к сожалению, преподаватели зачастую не владеют по-настоящему качественными знаниями не только о мозге, но и о психологии, возрастной психологии. Такая ситуация ведёт к тому, что им чаще всего сложно критически осмыслить потоки информации в различных СМИ, что приводит к тревожному отношению к исследованиям нейронаук. В будущем исследование планируется расширить и продолжить его не только с педагогами, проходящих обучение на базе НИУ ВШЭ, но и привлечь к нему другие учебные заведения. Используя основные суждения педагогов о нейронауке, будет расширен опросник для проведения более широкого анкетирования, посвящённого выявлению основных запросов педагогов, страхов перед нейронаукой, а также ложных представлений (нейромифов). Исследователи надеются, что результаты в будущем можно будет использовать для методических рекомендаций для педагогических вузов.
Доклад был сделан при поддержке гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта 075-15-2022-325 от 25.04.2022).