«Если мы хотим процветания, то нельзя не заботиться о стариках»
Научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» и Институт социальной политики НИУ ВШЭ провели научный семинар «Развитие системы долговременного ухода в России: повышение роли учреждений ухода за пожилыми малой вместимости в контексте регулирования, инвестиционной привлекательности и социального воздействия». Семинар организован совместно с бизнес-форумом «Национальная лаборатория долговременного ухода» и Национальной ассоциацией участников социального обслуживания (НАСО).
Модератор семинара, заместитель директора ИСП НИУ ВШЭ Оксана Синявская, отметила: обеспечить качество жизни людей старшего возраста невозможно без социального обслуживания и хорошего постороннего ухода. Налаженная система долговременного ухода (СДУ) позволяет сохранять качество жизни людей с дефицитами в самообслуживании, влияет на ее продолжительность. Накопленный опыт работы новой модели социального обслуживания и пилотного проекта долговременного ухода за последние годы позволяет подытожить уроки их реализации и обсудить барьеры, мешающие развитию.
Одним из узких мест СДУ она назвала проблемы работы негосударственных организаций, удовлетворяющих выросший спрос населения на необходимые услуги, в том числе учреждений небольшой вместимости, способных наилучшим образом обеспечить привычный образ жизни постояльцев.
Президент благотворительного фонда «Национальная лаборатория долговременного ухода», председатель совета Национальной ассоциации участников социального обслуживания Рамаз Ахметели отметил, что старение населения при ограниченных возможностях здравоохранения приводит к росту числа людей, нуждающихся в уходе дома или с проживанием. В России продолжительность жизни в последние десятилетия существенно выросла. По расчетам ВОЗ, на 100 человек старше 65 лет необходимы 5 мест в учреждениях постоянного пребывания, в то время как в России в 2022 году имелось только одно место. Острый дефицит мест в госучреждениях на фоне низкой продолжительности здоровой жизни людей старшего возраста соответственно порождает высокий спрос на негосударственные услуги.
Рамаз Ахметели рассказал, что в России средняя вместимость негосударственных учреждений ухода — около 30 человек, это в 7 раз меньше, чем в государственных домах престарелых. Большинство родственников постояльцев довольны качеством услуг и не удовлетворены соотношением цена — качество.
В общественном обсуждении перспектив стационарного социального обслуживания в России иногда встречается такая точка зрения: размещение пожилых людей в жилом фонде (индивидуальных домах и специально оборудованных квартирах) несет риски для здоровья и безопасности постояльцев. При этом СМИ активно муссируют ЧП в частных домах престарелых. Однако размещение пожилых людей в специально приспособленных домах и квартирах широко распространено во многих развитых странах (квартиры совместного проживания, автономные резиденции и др.). При этом качество ухода за рубежом выше именно в небольших учреждениях, отметил Рамаз Ахметели. Они отличаются домашней атмосферой, более гибкой системой управления и обслуживания постояльцев.
Фото: iStock
Проблемы возникают по другим причинам — вследствие недостаточного финансирования и сложности включения частных учреждений в госреестры из-за усложненных правил, разработанных под стандарты больших государственных учреждений. Сектор не ощущает дружественного регулирования, учитывающего его особенности. В этой ситуации негосударственные учреждения ухода малопривлекательны для институциональных инвесторов, что порождает недостаток ресурсов для их развития. Сейчас, по расчетам Рамаза Ахметели, себестоимость ухода за подопечным в небольшом учреждении составляет около 75 000 рублей в месяц, а средняя цена платежеспособного спроса — всего 40 000 рублей. Как следствие, негосударственные учреждения редко работают по правилам, порождая большой серый сегмент на рынке ухода.
Один из способов сблизить себестоимость ухода и платежеспособный спрос состоит в оптимизации структуры расходов и пересмотре стандартов. Для сокращения расходов требуется более точное понимание, какой именно уход требуется отдельным подопечным, чтобы разделить его на медицинский и общий, уточнить минимально необходимый уровень социального и бытового сопровождения. Для повышения качества ухода не менее важно, подчеркнул эксперт, обеспечить качественную подготовку персонала, дополняющую профессиональные навыки ценностями служения.
Также, по его мнению, следует перейти к поэтапной верификации — от самооценки до документального подтверждения на основе саморегулирования, сформировать систему доброжелательного мониторинга с выдачей рекомендаций от СРО. Итогом взаимодействия с государством должно стать законодательное закрепление термина «уход с проживанием» с учетом особенностей сектора и согласования стандартов. «Главный вопрос — стоит ли нам этим заниматься, нужно ли это обществу и инвесторам?» — заострил тему Рамаз Ахметели.
Директор блока агента правительства — госкорпорации ВЭБ.РФ Денис Боков напоминает, что в соответствии с постановлением правительства от 2019 года инвестор может привлечь средства регионального и федерального бюджетов на модернизацию зданий учреждений социального обслуживания для реализации проектов социального воздействия.
Основное отличие в подходе к проектам социального воздействия состоит в том, что государство запрашивает конкретный эффект. Инвестор и организатор соглашаются реализовать проект за собственные средства самостоятельно или нанимая исполнителя, а для оценки эффекта привлекается независимый оценщик. Только после его положительного отзыва регион выплачивает грант организатору. Таким образом повышается качество расходования средств бюджета.
Сейчас в России насчитывается 11 таких проектов, 3 из них уже реализованы. Например, один из них, в Челябинской области, рассчитан на то, что часть постояльцев психоневрологических интернатов (ПНИ) перейдут на сопровождаемое проживание на дому, другие — на самостоятельное проживание с сопровождением, а большинство остающихся подопечных получат возможность работать и улучшать качество жизни.
По мнению Дениса Бокова, перевод даже 10% постояльцев отечественных ПНИ на сопровождаемое проживание позволит сэкономить значительные средства. Например, в Якутии ежемесячное содержание в ПНИ стоит 80 000 рублей в месяц, сопровождаемое проживание — 60 000, а самостоятельное проживание с сопровождением — 10 000 рублей, причем человек начинает работать и платить налоги. Популярность сопровождаемого проживания растет.
Главная задача СДУ — создать условия для ухода за человеком в привычных для него условиях, то есть на дому. Если получится максимально распространить эту практику, то может быть достигнут существенный финансовый эффект, поскольку обслуживание на дому заметно дешевле содержания в стационаре.
Однако система стационарного обслуживания также должна развиваться, причем нужно создавать больше негосударственных поставщиков социальных услуг, не бояться помогать организовывать учреждения, где люди находятся в лучших условиях, чем в государственных организациях.
Фото: iStock
Вице-президент саморегулируемой организации «Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов» Алексей Денисов отметил, что теперь фонды могут заниматься не только пенсионным обеспечением, но и агентской деятельностью. Поэтому НПФ заинтересовались темой долговременного ухода — клиентам фондов часто нужны не столько деньги, сколько определенные услуги. Если клиент фонда просит направить его сбережения на предоставление ухода на дому или в частном учреждении, а НПФ выступают агентами таких учреждений, то в интересах фонда уберечь подопечного от мошенников и риска потери средств. Фонды могут совместно проводить анализ и экспертизу качества услуг по уходу, выступать оптовыми покупателями услуг.
Уход за пожилыми выглядит обременительным, он создает дополнительную нагрузку на медицину, говорит архимандрит Симеон (Томачинский). Однако почтение к родителям — это фундаментальный закон нынешнего человеческого общежития, запечатленный в заповедях всех религий. «Если мы хотим процветания, то нельзя не заботиться о стариках, иначе не будет блага нам на земле», — обратился к аудитории священник. По его убеждению, повышение продолжительности жизни не должно делать старость мучительной, завершающие годы жизни должны быть радостными и полноценными. Он рассказал о примере знакомого из Франции: его мать, пережив в возрасте старше 80 лет смерть мужа, потеряла интерес к жизни, но его знакомый нашел ей дом совместного проживания, где люди чувствуют себя как дома, там работают кружки, есть бассейн. На новом месте, рассказал священник, она преобразилась и сейчас в возрасте около 90 лет полна сил и желания жить, интересно общается и проводит время со сверстниками.
Важно, чтобы учреждения для пожилых людей не становились чем-то средним между коммунальной квартирой и больницей, уверен отец Симеон, а люди не находились в обстановке, близкой к тюремной. Он рассказал о планах создания поселка для пожилых людей, имеющих отношение к РПЦ. «Мы призваны помочь близким и заботиться о них, чтобы старость была золотой порой передачи опыта и перехода в вечность», — подытожил священнослужитель.
Руководитель проектов Центра экономики инфраструктуры Арий Оконишников рассказал о применении механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в создании объектов социального обслуживания граждан. Сейчас, сообщил он, правила распределения субсидий регионам усложнены, они создают риски отказа в их получении, риски финансового закрытия концессии и риски для владельца объекта, построенного по концессионному соглашению.
Нынешний вариант участия в ГЧП по строительству и модернизации социальных объектов, по его мнению, не дает конкурентных преимуществ частным инвесторам по сравнению с другими источниками вложений. Также для получения субсидий и одобрения проекта ГЧП необходимы гарантии субъекта Федерации о содержании объекта после реализации проекта партнерства и его присоединения к инженерным сетям. Их отсутствие будет означать отказ в удовлетворении заявки. Нынешние механизмы создания социальных объектов с использованием ГЧП требуют совершенствования и создания новых инструментов, в частности формирования рынка активов долговременного ухода, резюмировал Арий Оконишников.
Владелец пансионата для пожилых людей Ринат Маньянов посетовал на чрезмерные требования контролирующих инстанций, в частности МЧС, мешающие развитию учреждений долговременного ухода.
Рамаз Ахметели добавил: работать нужно так, чтобы удобно жилось подопечным, а не чиновникам и контролерам. «Люди хотят жить дома, наш посыл: давайте работать с МЧС, другими учреждениями, чтобы сделать более мягкими правила», — сказал благотворитель.
Автор: Павел Аптекарь