• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

Современные проблемы когнитивной психологии: как прошла выездная школа молодых ученых памяти Карла Дункера


Frame 3.png
Факультет психологии и Центр перспективных социальных исследований ИОН РАНХиГС провели XIV выездную Школу молодых ученых «Теоретические и прикладные проблемы когнитивной психологии» памяти Карла Дункера. В школе участвовали студенты, магистранты, аспиранты многих российских вузов, а также ведущие отечественные специалисты в области когнитивной психологии. На открытии мероприятия выступили его главные организаторы и спикеры — декан Факультета психологии ИОН РАНХиГС Владимир Спиридонов и сотрудник Лаборатории когнитивных исследований ИОН РАНХиГС Алмара Кулиева: они подчеркнули важность обмена знаниями и опытом между участниками из различных научных областей, в особенности для молодых исследователей.

Чтобы участвовать в Школе, студенты представили тезисы своих исследовательских работ и прошли строгий отбор. Программа Школы традиционно включает выступления участников с постерными докладами своих исследований и номинацию «Лучший постерный доклад». В этом году конкурс выиграла студентка 2 курса магистратуры Биологического факультета МГУ Анна Соловьева. Она представила доклад на тему «Восстановление моторных и когнитивных функций при пробуждении из третьей стадии дневного сна». Программа Школы разнообразна: в этом году ее организаторы сделали упор не только на лекции, но и на мастер-классы и воркшопы для развития практических навыков участников и их вовлеченности в научно-исследовательское сообщество. 


Спиридонов.png 
Владимир Спиридонов, доктор психологических наук, декан факультета психологии, заведующий Лабораторией когнитивных исследований ИОН РАНХиГС

Название школы выбрано не случайно. Карл Дункер — гештальтпсихолог, яркий исследователь, который во многом предопределил основы когнитивной психологии: его работы столетней давности до сих пор обсуждаются в исследованиях, посвященных решению задач. Для молодых исследователей в этом году мы организовали лекции, семинары, воркшопы, посвященные современным методам планирования исследований и сбора данных, особенностям планирования экспериментов в области решения задач, оценки временных интервалов, показаний свидетелей и так далее. Я очень надеюсь, что Школа оказалась полезна для всех участников, а также показала, что когнитивная психология в нашей стране продолжает развиваться, несмотря ни на какие трудности

 

Кулиева.png
Алмара Кулиева, кандидат психологических наук, доцент Кафедры общей психологии ИОН РАНХиГС

Эта Школа традиционно помогает освоить студентам и молодым исследователям новые навыки, а также развивает и поддерживает отечественное когнитивное сообщество. Здесь собираются люди самых разных возрастов и должностей, от студентов-второкурсников до профессоров и академиков, которые умеют разговаривать на одном языке и профессионально обсуждать научные проблемы. Научная часть Школы — это яркие и честные дискуссии. В этом году Школа отличалась большим разнообразием тем: от восприятия времени и Байесовской статистики до нейропсихологии и апробации опросников. Мы постарались добавить больше воркшопов, чтобы молодые исследователи смогли получить не только теоретические знания, но и навыки, которые они смогут применять в своей исследовательской деятельности. Но для того, чтобы сообщество не ослабевало, мы делаем много внеучебных мероприятий — так студенты и старшие коллеги получают дополнительный инструмент для открытого диалога

 

Шишунова.png
Анастасия Шишунова, студентка 4 курса Факультета психологии ИОН РАНХиГС, когнитивный исследователь, организатор Школы

Помимо насыщенной образовательной программы, Дункер славится своими внеучебными активностями. В этом году мы организовали квест, в котором участники совместно могли выполнять различные задачи и получать за это наклейки. Собравший наибольшее количество наклеек получил приз. Мы сделали академическую дискуссию «Я никогда не…», в котором все вопросы были на тематику академической и научной карьеры. И каждый вечер после ужина мы собирались у костра, чтобы обменяться идеями и обсудить доклады дня в неформальной обстановке

Кроме классических для Школы памяти Дункера докладов о новейших исследованиях в области инсайта и зрительного поиска, были также проведены занятия на такие темы, как «Теоретический toolbox: как объяснить полученный результат?», «Когнитивный анализ дифференциации эмоций: модель OCC», «Рыбалка нейросетями: что могут когнитивные ученые сделать для мира ИИ?», «Интенсив по байесовской статистике» и многое другое.


Несколько тезисов выступлений: 

  • Стажер-исследователь Лаборатории когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов НИУ ВШЭ Тимофей Березнер отметил очевидную пользу ИИ и различных нейросетей для науки и общества: в последнее время стало бессмысленно обсуждать, что же такого они могут сделать. Однако их разработкой активно занимаются компьютерщики, опираясь на основы математики и информатики. Психологи, лингвисты, философы и нейроученые много за этим наблюдают со стороны, но почти никак не участвуют в разработке архитектуры ИИ. Ученые задают важные вопросы, но реальной пользы разработке нейросетей обсуждения в научном твиттере и в личных обсуждениях не приносят. Между тем, ИИ уже в ближайшее время может заменить водителей, радиологов, полицейских и даже психотерапевтов.
  • Аспирантка Кафедры нейро- и патопсихологии НЦПЗ Екатерина Абдуллина и научный сотрудник Лаборатории нейровизуализации и мультимодального анализа НЦПЗ Яна Паникратова подчеркнули большую популярность методов нейровизуализации в междисциплинарном сообществе, в том числе среди психологов. Тем не менее, большое количество существующих нейровизуализационных работ выполнены без адекватной теоретической базы и гипотез (психологических или нейропсихологических), что делает результаты бессодержательными и вызывает скептическое отношение к методам нейровизуализации у ряда специалистов. В своей лекции исследовательницы продемонстрировали, что может дать нейровизуализация психологической науке при грамотном использовании, и привели примеры красивых исследований, где с помощью нее были получены данные для проверки психологических гипотез. 
  • Заведующая Лабораторией когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов НИУ ВШЭ Елена Горбунова отметила, что мы живем в мире объектов: благодаря процессу категоризации мы можем их систематизировать и хранить в памяти. Также категоризация помогает эффективно искать предметы, обладающие определенными признаками, а скорость поиска будет зависеть от того, насколько «обобщенный» объект мы ищем — просто зайца или конкретного зайца, которого мы видели раньше. Исследовательница представила свежие исследования категоризации в зрительном восприятии и рассказала о предполагаемых механизмах категориального поиска и о том, как происходит построение репрезентации целевого стимула.

С докладами на конференции также выступили научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований ИОН РАНХиГС Никита Логинов, ведущий научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Люсин, младший научный сотрудник Лаборатории когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов НИУ ВШЭ Елена Рыбина, стажер-исследователь Лаборатории когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов НИУ ВШЭ Антон Ангельгардт, доцент Кафедры проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПБГУ Валерия Гершкович, доцент Кафедры общей психологии СПБГУ Надежда Морошкина, заведующий Лабораторией когнитивных исследований ЯрГУ им. П.Г. Демидова Сергей Коровкин, доцент Кафедры общей психологии  ЯрГУ им. П.Г. Демидова Илья Владимиров

Мероприятие проведено при поддержке гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (соглашение о предоставлении гранта № 075-15-2022-326) в рамках консорциума НЦМУ.

Материал с сайта РАНХиГС