• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

Всероссийская школа молодых ученых по когнитивной психологии памяти Карла Дункера

В последние дни лета, с 28 августа по 1 сентября этого года, в очередной – 13й – раз прошла Всероссийская школа молодых ученых по когнитивной психологии памяти Карла Дункера. Название Школы «Теоретические и прикладные проблемы когнитивной психологии». Школа проводилась в пансионате РАНХиГС «Солнечный» в рамках проекта НЦМУ «Центр перспективных социальных исследований». На конференции ученые из разных областей когнитивной науки делились друг с другом результатами своих исследований и обсуждали актуальные проблемы, стоящие перед ними. 

Всероссийская школа молодых ученых по когнитивной психологии памяти Карла Дункера

РАНХиГС

Школа помогает юным учёным обзавестись профессиональными связями, получить комментарии к своим работам от экспертов и узнать об актуальных исследованиях в своей области на лекциях и мастер-классах. 

Надежда Владимировна Морошкина (СПБГУ) рассказала о результатах исследований, направленных на прояснение природы и функций Ага!-переживания, а Дмитрий Владимирович Люсин (НИУВШЭ) продолжил тему проникновения аффективных феноменов в когнитивные исследования в своей лекции «Аффективизм».

На «Метакогнитивных посиделках», проведенных Владимиром Феликсовичем Спиридоновым (РАНХиГС), студенты и старшие коллеги обсудили существующие типы теорий в когнитивной психологии: то, какие из них максимально востребованы, каковы критерии хорошей когнитивной теории, и суть понятия «теории от метода». 

Многие занятия были посвящены организации исследований. Елена Сергеевна Горбунова (НИУВШЭ) рассказала, как превратить скучные когнитивные эксперименты в более интересные для респондентов, и как, с точки зрения когнитивной психологии, работает геймификация в экспериментах. Антон Николаевич Ангельгардт (НИУВШЭ) провел воркшоп по верстке кода в R, на котором проанализировал основные библиотеки для работы с графиками, таблицами и текстами в коде. 

На школе всегда проходит большое количество научных диспутов: оправдано ли применение нейровизуализационных методов в когнитивной психологии? Стоит ли держаться за своего научного руководителя на протяжении всей научной карьеры, или за академической мобильностью — будущее? Как далеко мы продвинулись после А.Р. Лурии? Последнее обсуждение было посвящено 120-летию великого ученого. Мы коротко вспомнили основные теоретические и эмпирические достижения Луриевской нейропсихологии и охарактеризовали состояние и проблемы отечественной нейропсихологии на сегодня. Этому был посвящен отдельный «круглый стол».

В завершающей лекции «Инсайтное решение задач: миф или реальность?» В.Ф. Спиридонов раскрыл аргументы «за» и «против» существования инсайтного решения и обсудил его феноменологический состав. В рамках дискуссий мы также попробовали разобраться, что именно измеряют субъективные шкалы инсайтного решения.

Помимо учебных мероприятий, на Школе уделяется большое внимание выстраиванию новых связей с коллегами-исследователями. Обширная внеучебная программа включала в себя академический спиддейтинг (знакомство и быстрый обмен исследовательским опытом среди участников), игра «Что? Где? Когда?» по психологической тематике и другие виды совместного научного и околонаучного досуга. 

(Мероприятие было организовано в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-326)).