Всероссийская школа молодых ученых по когнитивной психологии памяти Карла Дункера
Школа помогает юным учёным обзавестись профессиональными связями, получить комментарии к своим работам от экспертов и узнать об актуальных исследованиях в своей области на лекциях и мастер-классах.
Надежда Владимировна Морошкина (СПБГУ) рассказала о результатах исследований, направленных на прояснение природы и функций Ага!-переживания, а Дмитрий Владимирович Люсин (НИУВШЭ) продолжил тему проникновения аффективных феноменов в когнитивные исследования в своей лекции «Аффективизм».
На «Метакогнитивных посиделках», проведенных Владимиром Феликсовичем Спиридоновым (РАНХиГС), студенты и старшие коллеги обсудили существующие типы теорий в когнитивной психологии: то, какие из них максимально востребованы, каковы критерии хорошей когнитивной теории, и суть понятия «теории от метода».
Многие занятия были посвящены организации исследований. Елена Сергеевна Горбунова (НИУВШЭ) рассказала, как превратить скучные когнитивные эксперименты в более интересные для респондентов, и как, с точки зрения когнитивной психологии, работает геймификация в экспериментах. Антон Николаевич Ангельгардт (НИУВШЭ) провел воркшоп по верстке кода в R, на котором проанализировал основные библиотеки для работы с графиками, таблицами и текстами в коде.
На школе всегда проходит большое количество научных диспутов: оправдано ли применение нейровизуализационных методов в когнитивной психологии? Стоит ли держаться за своего научного руководителя на протяжении всей научной карьеры, или за академической мобильностью — будущее? Как далеко мы продвинулись после А.Р. Лурии? Последнее обсуждение было посвящено 120-летию великого ученого. Мы коротко вспомнили основные теоретические и эмпирические достижения Луриевской нейропсихологии и охарактеризовали состояние и проблемы отечественной нейропсихологии на сегодня. Этому был посвящен отдельный «круглый стол».
В завершающей лекции «Инсайтное решение задач: миф или реальность?» В.Ф. Спиридонов раскрыл аргументы «за» и «против» существования инсайтного решения и обсудил его феноменологический состав. В рамках дискуссий мы также попробовали разобраться, что именно измеряют субъективные шкалы инсайтного решения.
Помимо учебных мероприятий, на Школе уделяется большое внимание выстраиванию новых связей с коллегами-исследователями. Обширная внеучебная программа включала в себя академический спиддейтинг (знакомство и быстрый обмен исследовательским опытом среди участников), игра «Что? Где? Когда?» по психологической тематике и другие виды совместного научного и околонаучного досуга.
(Мероприятие было организовано в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-326)).