Человеческий потенциал на российском рынке труда: отдача и спрос
Доклад младшего научного сотрудника Факультета экономических наук НИУ ВШЭ Ксении Рожковой был посвящен отдаче магистерской степени на российском рынке труда. Ксения совместно с исследователями из НИУ ВШЭ Павлом Травкиным, Сергеем Рощиным и Сергеем Солнцевым оценили влияние магистерского диплома на вероятность трудоустройства и на уровень зарплат. Выяснилось, что, во-первых, наличие диплома магистра увеличивает вероятность занятости на 3-8% среди мужчин и на 10-16% среди женщин. Кроме того, магистерская степень ассоциирована с зарплатной премией среди женщин в размере 5-21% и среди мужчин в размере 2-11%. Во-вторых, именно для женщин диплом магистра во всех сферах увеличивает вероятность занятости: размер эффекта варьируется от 8% в сельскохозяйственных науках и искусстве до 14% в экономике и управлении. Для мужчин эффект присутствует во всех областях, кроме гуманитарных и общественных наук. Самый большой вклад в вероятность занятости вносит диплом магистра в экономике и управлении (5%). С точки зрения зарплат отдачу и мужчинам, и женщинам приносит магистерская степень в математике и компьютерных науках (премия 15% для женщин и 6% для мужчин) и экономике и управлении (премия 20% для женщин и 12% для мужчин). Таким образом, магистратура в России — это уникальная ступень высшего образования, обеспечивающая механизм интеграции обучающихся с рынком труда.
В своем выступлении директор ЦЭНО РАНХиГС Татьяна Клячко рассмотрела подходы к оцениванию человеческого капитала в разных отраслях и регионах Российской Федерации. Длительность обучения далеко не всегда ведет к росту качества образования — автор изучила среднее число лет обучения занятого населения как показатель, аппроксимирующий человеческий капитал в российских регионах. В основу исследования легли данные Всемирного банка — организация на основе индекса человеческого капитала показал,а как можно скорректировать срок обучения, чтобы учесть качество полученного школьниками или студентами образования. Клячко рассмотрела среднее число лет обучения работников в разных отраслях экономики России: больше всего на образование тратят времени работники в сфере информации и связи (ИТ-компетенции) и финансовом секторе, а меньше всего — работники в сфере сельского хозяйства (~11,1 лет). Эксперт представила динамику среднего числа лет обучения занятого населения в регионах России. Выяснилось, что среднее число лет обучения занятого населения приближается к своему пределу в агломерациях Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Доцент кафедры прикладной экономики МИД МГИМО России Елена Бренделева рассказала об основных институциональных проблемах, связанных с отдачей человеческого капитала на российском рынке труда. На российском рынке труда отдача от человеческого капитала находится на низком уровне, в связи с чем возникает необходимость создания институциональных условий, благоприятных для раскрытия творческого потенциала работника. Качество институциональной системы является важнейшим фактором для выбора направления и скорости развития экономических процессов. Применительно к рынку труда институциональный подход используется в меньшей степени, что, по мнению автора, не позволяет взглянуть на проблему комплексно, а дает возможность оценить только отдельные факторы. Бренделева отметила, что в рыночной экономике институциональные проблемы на рынке труда возможно решить только с помощью государства, кардинально изменив «правила игры» между ним, компаниями и работниками. Прежде всего, речь идет о создании для работодателей стимулов принимать участие в образовательном процессе работников, разработке образовательной системы комфортной и для работника, и для работодателя.
Завершила сессию научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Наталия Ширкова докладом «Вклад образовательных организаций в накопление человеческого потенциала и социально-экономическое развитие территорий». Исследователь выяснила, что разные образовательные организации занимают свою нишу в накоплении и распространении человеческого потенциала и развития территорий. Она пришла к выводу о том, что для развития человеческого потенциала, особенно в регионах со слабой региональной экономикой, работникам необходимо осваивать большое количество практикоориентированных программ дополнительного профессионального образования на базе университетов и организаций дополнительного профессионального образования. В то же время профессиональные образовательные организации, предоставляющие, в основном, программы профессионального обучения по ключевым прикладным и социально ориентированным направлениям, важны для поддержания человеческого капитала в регионах с высокими социально-экономическими показателями и налаженными связями с промышленностью и бизнесом.
Все участники сессии согласились, что для развития человеческого потенциала необходимо обеспечивать создание инфраструктуры учебных центров на базе университетов и предприятий, а также стимулировать разработку новых, востребованных на рынке труда программ непрерывного образования. Кроме того, по мнению спикеров, система признания и учета различных курсов дополнительного профессионального образования в программах основного образования по программам бакалавриата и магистратуры может иметь определенный успех и среди российских граждан.