• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

Мастер-класс "Влияние технологий на институт образования"

29 ноября 2021 года НЦМУ Центр перспективных социальных исследований провел международный  мастер-класс (Школа) «Влияние технологий на институт образования».

Семинар был посвящен актуальным исследованиям в области социологии техники. В семинаре приняли участие научные сотрудники Института общественных наук РАНХиГС Виктор Вахштайн*, Светлана Бардина, Нильс Оливер Кловайт, Мария Ерофеева, Алексей Титков и Ксения Макшанова. Участники семинара сделали ряд докладов о проведенных в 2021-ом году исследованиях, с последующим обсуждением.

Нильс Кловайт и Мария Ерофеева представили два совместных доклада. В докладе « Поворот к мультимодальности в исследованиях взаимодействия человека и компьютера (HCI)» были рассмотрены современные тренды моделирования воплощенных виртуальных агентов (аватаров) в области изучения взаимодействия человека и компьютера (HCI). Общая тенденция характеризуется поворотом к мультимодальности, т.е. созданием компьютерных систем, способных реагировать на поведение пользователя/социальный контекст с помощью множества модальностей (речь, жестикуляция, направление взгляда и т.д.). Этот тренд согласуется с теоретическими дискуссиями в области этнометодологии и конверсационного анализа (EMCA) о следовании правилу, что делает возможным потенциальную интервенцию EMCA в HCI.В докладе «Эмпирический анализ взаимодействия человека с искусственным интеллектом Google Duplex» были представлены результаты эмпирического исследования сервисного звонка, в котором участвовали человек и робот Google Duplex. С помощью методологии конверсационного анализа было показано, что проблемы во взаимодействии с Google Duplex возникают из-за неадекватной просодии робота, что приводит к замедленному процессу завершения разговора.

Светлана Бардина сделала доклад на тему «Изменение нарративов о технике». В докладе рассматривались приемы, используемые в нарративах о технике, на примере рассказов о кошмарных сновидениях, в которых описывалось взаимодействие с различными техническими устройствами. Было показано, как различаются и изменяются способы построения таких рассказов, и как на основе этого можно охарактеризовать отношение к технике.

Алексей Титков выступил с докладом «Влияние технических возможностей интернета и социальных сетей на нарративы коллективной памяти (на примере нарративов о событиях 2 мая 2014 года в Одессе)». Представленное в докладе исследование сочетает подходы социологии знания (модель "grid - group" Мэри Дуглдас) с анализом технических возможностей, которые создает интернет-среда для дискуссий о резонансном политическом событии. Задача доклада была объяснить динамику нарративов о событиях 2 мая 2014 года в Одессе (уличные бои, пожар с большим количеством жертв) - от расследования тайны к преобладанию конфликтующих партийных нарративов. Ключевыми факторами объяснения в исследовании Алексея Титкова выступают конфигурация участников обсуждения (в координатах модели "grid - group") и характер циркуляции документов (фото, видео) в интернет-среде.

Семинар был проведен на средства гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2020-908).

 * Виктор Вахштайн включен Минюстом в список СМИ, выполняющих функции иностранного агента.