Конференция «Риски человеческому капиталу научного сообщества в условиях COVID-19 пандемии»
С докладами выступили российские ученые и исследователи из Австрии, Армении, Беларуси, Вьетнама, Израиля, Италии, Китая, Ливана и Чехии.
С приветственным словом на открытии пленарного заседания к собравшимся обратился организатор конференции заведующий кафедрой социологии С.А.Кравченко.
На пленарном заседании выступили ведущие специалисты в области социальных наук из Беларуси, Ливана, России, Чехии. Пленарные доклады представили сотрудники кафедры социологии С.В.Чугров («Влияние психологических факторов (Расёмон-эффекта, эффекта Манделы) на возрастание новых рисков и социальной нестабильности»), С.А.Кравченко («Востребованность долгоживущих гуманистических факторов для минимизации рисков человеческому капиталу научного сообщества в условиях COVID-19 пандемии»). Доклады пленарного заседания были посвящены актуальным проблемам и перспективам развития человеческого капитала национального и мирового научного сообщества, а также путям их решения.
Преподаватели кафедры социологии приняли активное участие в модерации и работе трех секций конференции. В ходе секции «Трансформации человеческого капитала научного сообщества в условиях пандемии COVID-19» модератор секции Н.Н.Зарубина выступила с докладом на тему «Новые предпосылки распространения лженаучных представлений в условиях пандемии COVID-19», посвященным актуальным проблемам подрыва доверия к научному знанию во время пандемии. Е.В.Дмитриева в докладе «Глобальное здоровье и глобальная коммуникация: вызовы эпидемии COVID-19» затронула проблематику переосмысления места и роли глобального здоровья. Аспирант кафедры социологии Е.И.Костякова выступила с докладом «(Не)мобильность как фактор трансформации человеческого капитала научного сообщества в период пандемии COVID-19», посвященным вопросам очной и виртуальной мобильности в период пандемии. Аспирант кафедры А.В.Рудковская в докладе «Применение анкетирования и наблюдения для диагностики отношения медицинских работников к своему здоровью во время пандемии» проанализировала методы оценки восприятия обществом ценности здоровья и предпринимаемых действий по сохранению здоровья.
В работе секции «Влияние цифровизации на человеческий капитал научного сообщества» модератор Д.Н.Карпова представила доклад на тему «Риски социальной инженерии: востребованность нового знания для поддержания безопасности человеческого капитала в условиях цифровизации общества». В докладе обсуждалась востребованность нового научного знания для поддержания безопасности человеческого капитала в условиях цифровизации общества. Н.Н.Федотова в своем докладе «Парадоксы цифровизации» затронула проблематику социальных «парадоксов» и «противоречий», которые наполняют современную сложную реальность. В докладе «Индекс Хирша как фактор научной деятельности» А.Л.Темницкий поднял вопрос об институционализации наукометрических показателей в научной деятельности, с которой сталкивается научное сообщество. М.В.Юрасова выступила с докладом на тему «Наставничество и формирование экспертных сообществ в бизнес-организациях России», в котором отметила проблему наставничества и формирования экспертных сообществ в российских бизнес-организациях в контексте рисков человеческому капиталу научного сообщества. Аспирантка К.В.Ракова в докладе «Возникновение сложной диалоговой коммуникации: «пациент — врач — ИТ-специалист» обсуждала проблематику рисков человеческому капиталу медицинского сообщества вследствие внедрения цифровых технологий в систему здравоохранения во время пандемии COVID-19.
Модератор третьей секции «Риски цифровизации образовательного процесса при формировании человеческого капитала научного сообщества» А.В.Носкова представила доклад «Цифровые компетенции и цифровой капитал преподавателей вузов: факторы и условия формирования», который был посвящен проблематике формирования цифрового капитала преподавателей высшей школы и возникающим при этом проблемным зонам в виде появления цифрового неравенства. И.Г.Каргина в своем докладе «Очевидные и неочевидные следствия перехода на дистанционный формат обучения (по итогам исследования в МГИМО)» представила результаты исследования и анализа практик перехода на дистанционное обучение преподавателей и студентов Университета и отметила, что у преподавателей вуза в период пандемии в целом повысился набор цифровых компетенций, и они чувствуют себя более уверенно в нынешних условиях необходимости проведения занятий онлайн. Д.В.Голоухова и Е.И.Кузьмина выступили с совместным докладом на тему «Перспективы российского высшего образования в эпоху COVID-19 глазами преподавателей вузов», в котором проанализировали векторы развития российского высшего образования с точки зрения отечественных преподавателей. Аспирантка Д.В.Галицкая представила доклад «Академическая мобильность студентов: новые возможности и ненамеренные последствия», в котором были проанализированы результаты анализа опыта академической мобильности русскоязычных студентов и показаны существующие различия зарубежного образования от отечественной высшей школы.
Все выступления участников конференции сопровождались оживленными дискуссиями. По итогам конференции планируется публикация обзорной статьи в журнал, входящий в международные базы данных научного цитирования (Scopus или Web of Science).
Программа конференции «Риски человеческому капиталу научного сообщества в условиях COVID-19 пандемии» на русском и английском языках.