4.2.2 Научный проект «Анализ воздействия цифровых технологий на деятельность человека, генерацию и распространение знаний»
Стрельцова Екатерина Александровна
Руководитель
Период реализации проекта
2023-2025
Связь научного проекта с тематикой человеческого потенциала
Процессы цифровизации обладают положительными и негативными последствиями для всего общества и жизни отдельного человека, а цифровые трансформации инициируют новые вызовы для развития человеческого потенциала на глобальном, региональном и локальном уровнях. Вовлеченность различных сегментов общества в цифровую среду зависит как от внешних факторов (наличия необходимой инфраструктуры населенных пунктов, дохода, доступности соответствующих сервисов и их качества, влияния окружения и др.), которые могут быть измерены общенаучными методами, так и от внутренних (общих социальных установок, мотивации, навыков, воспринимаемого баланса рисков и выгод и др.), требующих тонкой настройки теоретической оптики и разработки специализированного исследовательского инструментария
Научный проект «Анализ воздействия цифровых технологий на деятельность человека, генерацию и распространение знаний» нацелен на изучение глубинных механизмов, обусловливающих трансформационное воздействие цифровых технологий на человеческий потенциал, экономику и общество
Цель проекта:
Разработка и апробация теоретико-методологических подходов к исследованию воздействия цифровых технологий на деятельность человека, генерацию и распространение знаний
Задачи проекта:
- Исследование «новой генеративности»: изучение трансформационного воздействия цифровых технологий на виды деятельности человека, создание и распространение знаний
- Разработка теоретико-модельных подходов к анализу концепта «приватности» как элемента деловой среды и социального института
- Разработка концепции анализa роли и вклада «цифрового» человеческого потенциала в социально-экономическое развитие общества
Ключевые результаты
2020 г.
Научный проект реализуется с 2023 года
2021 г.
Научный проект реализуется с 2023 года
2022 г.
Научный проект реализуется с 2023 года
2023 г.
Актуализирована и апробирована теоретико-методологическая рамка исследования «новой генеративности»: с акцентом на социальном аспекте определены ее ключевые элементы; проведен анализ указанных элементов на эмпирических данных мониторинговых обследованиий НИУ ВШЭ.
Элемент «новой генеративности» |
Его содержание |
Текущий уровень |
|
Генеративное сообщество |
уровень цифровой грамотности и преимущества использования интернета |
25% россиян имеют хотя бы базовый уровень цифровых навыков |
86% россиян извлекли хотя бы одно преимущество от использования интернета |
Генеративная инфраструктура |
степень проникновения цифровых технологий в общество |
87% россиян имеют в распоряжении хотя бы одно цифровое устройство |
46% домохозяйств обеспечены одновременно фиксированным и мобильным доступом к сети |
Комбинаторная инновация |
объем организационного капитала компаний / предприятий |
51% компаний в РФ разработали стратегию внедрения цифровых технологий |
|
Генеративная обратная связь |
риски цифровизации общества |
32% российских пользователей сталкивались в недавнем прошлом с киберугрозами |
17% российских пользователей понесли фактический ущерб от киберугроз |
Генеративные результаты |
степень цифровизации профессий и трудовой деятельности |
42% занятых россиян используют смартфон в трудовой деятельности |
26% занятых россиян не могут выполнять рабочие задачи без интернета |
Образовательные программы
Программа дополнительного профессионального образования «Цифровизация деятельности HR и маркетинга»
Публикации
- Попов Е. В. Особенности измерения цифровой грамотности в России // Социологические исследования. 2023. № 11. С. 51-61. doi
- Polyakova V. et al. (2024) Irreversible effects? How the digitalization of daily practices has changed after the COVID-19 pandemic //Technology in Society. – 2024. – Т. 76. – С. 102447. doi