• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

4.2.2 Научный проект «Анализ воздействия цифровых технологий на деятельность человека, генерацию и распространение знаний»

Стрельцова Екатерина Александровна
Руководитель

Период реализации проекта 

2023-2025

Связь научного проекта с тематикой человеческого потенциала

Процессы цифровизации обладают положительными и негативными последствиями для всего общества и жизни отдельного человека, а цифровые трансформации инициируют новые вызовы для развития человеческого потенциала на глобальном, региональном и локальном уровнях. Вовлеченность различных сегментов общества в цифровую среду зависит как от внешних факторов (наличия необходимой инфраструктуры населенных пунктов, дохода, доступности соответствующих сервисов и их качества, влияния окружения и др.), которые могут быть измерены общенаучными методами, так и от внутренних (общих социальных установок, мотивации, навыков, воспринимаемого баланса рисков и выгод и др.), требующих тонкой настройки теоретической оптики и разработки специализированного исследовательского инструментария

Научный проект «Анализ воздействия цифровых технологий на деятельность человека, генерацию и распространение знаний» нацелен на изучение глубинных механизмов, обусловливающих трансформационное воздействие цифровых технологий на человеческий потенциал, экономику и общество

Цель проекта:

Разработка и апробация теоретико-методологических подходов к исследованию воздействия цифровых технологий на деятельность человека, генерацию и распространение знаний

Задачи проекта:

  1. Исследование «новой генеративности»: изучение трансформационного воздействия цифровых технологий на виды деятельности человека, создание и распространение знаний
  2. Разработка теоретико-модельных подходов к анализу концепта «приватности» как элемента деловой среды и социального института
  3. Разработка концепции анализa роли и вклада «цифрового» человеческого потенциала в социально-экономическое развитие общества

Ключевые результаты

2020 г.

Научный проект реализуется с 2023 года

2021 г.

Научный проект реализуется с 2023 года

2022 г.

Научный проект реализуется с 2023 года

2023 г.

Актуализирована и апробирована теоретико-методологическая рамка исследования «новой генеративности»: с акцентом на социальном аспекте определены ее ключевые элементы; проведен анализ указанных элементов на эмпирических данных мониторинговых обследованиий НИУ ВШЭ.

Элемент «новой генеративности»

Его содержание

Текущий уровень

Генеративное сообщество

уровень цифровой грамотности и преимущества использования интернета

25%

россиян имеют хотя бы базовый уровень цифровых навыков

86%

россиян извлекли хотя бы одно преимущество от использования интернета

Генеративная инфраструктура

степень проникновения цифровых технологий в общество

87%

россиян имеют в распоряжении хотя бы одно цифровое устройство

46%

домохозяйств обеспечены одновременно фиксированным и мобильным доступом к сети

Комбинаторная инновация

объем организационного капитала компаний / предприятий

51%

компаний в РФ разработали стратегию внедрения цифровых технологий

Генеративная обратная связь

риски цифровизации общества

32%

российских пользователей сталкивались в недавнем прошлом с киберугрозами

17%

российских пользователей понесли фактический ущерб от киберугроз

Генеративные результаты

степень цифровизации профессий и трудовой деятельности

42%

занятых россиян используют смартфон в трудовой деятельности

26%

занятых россиян не могут выполнять рабочие задачи без интернета

Образовательные программы

Образовательные модули в рамках англоязычной магистерской программы «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» (Governance of Science, Technology and Innovation)

Публикации

  1. Попов Е. В. Особенности измерения цифровой грамотности в России // Социологические исследования. 2023. № 11. С. 51-61. doi
  2. Polyakova V. et al. (2024) Irreversible effects? How the digitalization of daily practices has changed after the COVID-19 pandemic //Technology in Society. – 2024. – Т. 76. – С. 102447. doi