• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

Образовательный курс «Экономика развития и роста»

Воскобойников Илья Борисович
Руководитель

Связь образовательной программы с научными проектами НЦМУ

При разработке и реализации образовательного курса «Экономика развития и роста» используются новейшие результаты, полученные в рамках проекта Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»:

1.1.3 Экономический рост, человеческий капитал и технологии общего назначения в условиях глобального замедления

Паспорт образовательной программы

Образовательная программа «Экономика развития и роста» представляет собой образовательные курсы: которые делятся на две части «Российская экономика 1» и «Российская экономика 2». Каждая часть рассчитана на два модуля.

Первая часть рассматривает экономику России на продолжительном временном интервале преимущественно на макроуровне, более подробно фокусируясь на институциональных, отраслевых и региональных особенностях рыночного периода с 1992 года по настоящее время. Цель этой части - сформировать у студентов-экономистов комплексное восприятие процесса исторического развития российской экономики и общества, обосновать концепцию «path dependence», а также сформировать представление о современном состоянии российской экономики на макроуровне, выделяя основные причинно-следственные связи.

Вторая часть дополняет первую в рамках восьми частей общей структуры курса, детализируя представления студентов об отраслевом и региональном развитии, а также на социальной сфере, включая образование, здравоохранение, пенсионную систему, недвижимости, а также социальной, региональную и промышленную политику.

Курс предназначен для студентов-экономист третьего курса, овладевший базовыми знаниями в области экономической теории и количественных методов, и обеспечивает смычку современного экономического инструментария и специфики российской экономики – постиндустриальной, ресурсно-богатой, социально-ориентированной, вовлечённой в мировую торговлю и крайне неоднородной в территориальном развитии.

Годовой курс «Российская экономика» обеспечивает такую подготовку. Он состоит из восьми частей, каждая из которых включает более узкие темы. Введение (1) даёт общее представление об источниках экономического развития. Оно вводит понятие о «переходных» (second-best) институтах, позволивших ряду стран успешно решать задачи догоняющего развития без радикальной ломки сложившегося уклада и потери лояльности правящих элит. Родрик (2003) обращает внимание на недостаточность требований к институтам на основе таких общих соображений, что частная собственность способствует росту, а коррупция ему препятствует, и призывает к поиску таких институциональных форм, которые бы требовались экономике страны с учётом её уровня развития, истории развития и начальным условиям. Введение также даёт основы экономической статистики и знакомит студентов с источниками данных российской статистики и базами данных для межстрановых сопоставлений.

Далее, следуя структуре курсов экономики развития, данный курс рассматривает первичные источники экономического роста – географию (2), институты (3), развитие отраслей и рынков (4) и вовлечённости России в международную торговлю (5). Раздел, посвящённый экономической географии, знакомит с региональной неоднородностью, наделённостью ресурсами, энергетической и транспортной инфраструктурой. Институты включают в себя знакомство с процессами становления и развития различных форм хозяйствования в России с периода Великих реформ второй половины 19 века, включая две волны индустриализации, социалистический период, переход от плана к рынку и формирование рыночных институтов в 1990-е. Отраслевое развитие включает рассмотрение отдельных секторов и структурные сдвиги, начиная с 1990 г. Раздел, посвящённый международной торговле, знакомит со структурой экспорта и импорта, а также с конкурентными преимуществами России в глобальном разделении труда с учётом её наделённостью природными ресурсами и развитием отраслей.

Социально-экономическое развитие предполагает, также, развитие человека (6). В этом разделе рассматриваются вопросы демографии, структуры населения, миграционных потоков и особенностей российского рынка труда, как фактора экономического роста. Другой фактор роста – капитал – в центре внимания в разделе (7), посвящённом инвестиционному потенциалу и производительности. В целом, эти разделы направлены на формирование представлений о состоянии и механизмах развития российской экономики - последовательно продвигаясь от экзогенных, изначально заданных географических факторов к требующим осознанных действий, решений и ресурсов физическому и человеческому капиталу, технологиям и производительности.

Заключительный шаг – рассмотрение возможностей стимулирования развития, которое предполагает знакомство с вопросами экономической политики (8). Основы экономической политики включают два базовых элемента – бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику. Они позволяют на следующем этапе перейти к рассмотрению более сложных вопросов социальной, региональной, контрсанкционной и промышленной политики.

Курс разрабатывается коллективом преподавателей департамента прикладной экономики Факультета экономических наук НИУ ВШЭ.

Дата начала реализации образовательного направления - с 01.01.2024

Реализующее подразделение: Факультет экономических наук

Уровень образования: бакалавриат

Направление подготовки: 38.03.01 «Экономика»

Язык реализации: русский

Квалификация: бакалавр

Цели и задачи

Целью данного курса является выработка у студентов навыков видеть и объяснять экномические механизмы, лежащие в основе развития и роста российской экономики, с использованием современной теории, статистики и методов количественного анализа.

Задачами курса является выработка у студентов следующих знаний и навыков:

  • Иметь представление об основных характеристиках долгосрочного социально-экономического развития России – численность населения (с 1913 г.) и динамику ВВП (СССР – с 1885, России – с 1961), современное положение России в мире по уровню ВВП и подушевого ВВП, по неравенству (коэффициент Джини), бедности; по территории, населению, элементам транспортной инфраструктуры.
  • Понимать роль отраслевой структуры экономики и ее изменений для экономического роста. Знать характерные особенности структуры экономики стран с разным уровнем развития.
  • Владеть основными официальными источниками макроэкономической информации о России и навыками её использования для оценки состояния, динамики и структуры российской экономики.
  • Владеть основными междунароными базами данных макроэкономической информации для оценки положения России в мире.
  • Понимать природу «трансформационного спада» 1990 – 1998 гг., объяснить в чем он заключается и какими факторами вызван; уметь привести основные показатели, демонстрирующие глубину и экономическое содержание трансформационного спада.
  • Знать природу «восстановительного» роста российской экономики в 1999-2008 гг., знать точку, в которой экономика России восстановилась до уровня ВВП РСФСР 1990 года, каковы были факторы, сделавшие восстановительный рост возможным.
  • Четко определять основные фазы развития российской экономики после финансового кризиса 2008-2009 гг., понимать основные проблемы макроэкономической динамики, обнаружившиеся в этот период.
  • Уметь объяснять основные причины и механизмы формирования экономических дисбалансов в условиях плановой экономики и падение конкурентоспособности национальной экономики.
  • Знать примерную долю основных секторов российской экономики (сельское хозяйство, промышленность, услуги) в ВВП и совокупной численности занятых, а также уметь назвать отрасли, обеспечивающие наибольший вклад в ВВП и занятость.
  • Знать и уметь раскрыть роль каждой из рассматриваемых ключевых отраслей (нефтегазовый сектор, обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, транспорт, банковский сектор) и ее значимость для российской экономики.
  • Знать и владеть теоретическими инструментами оценки международной конкурентоспособности стран и регионов мира. Понимать и знать значения показателей, характеризующих позиции России в международной торговле.
  • Уметь называть, давать количественную характеристику и понимать природу сравнительных конкурентных преимуществ России в мировой экономике;
  • Уметь охарактеризовать изменения в международной конкурентоспособности РФ в связи с санкциями и новейшими процессами в мировой экономике с 2022 года.
  • Знать основные демографические показатели в РФ, сопоставлять их с мировыми.
  • Знать показатели занятости и безработицы в России, особенности российской модели рынка труда
  • Понимать роль в макроэкономической динамике второй и третьей декады 2000-х годов политики импортозамещения, ее основных результатов на 2020-2021 гг., знать ответ на вопрос, какое воздействие на экономику оказали массированные санкции ведущих стран мира против России в 2022 году, а также инструменты антикризисной экономической и социальной политики позволили избежать масштабного кризиса в России.
  • Владеть понятием основного капитала как фактора производства. Знать источники данных об основном капитале в российской статистике и в международных базах данных. Знать, что такое методы прямого наблюдения и непрерывной инвентаризации. Знать достоинства и недостатки обоих подходов. Уметь делать расчёт запасов основного капитала с использованием метода непрерывной инвентаризации на основе данных об инвестициях, запасах на начальный период и экономической амортизации.
  • Знать обоснования для внедрения мер экономической политики, а также критерии, которыми руководствуется государство при ее проведении. Знать основные виды экономической политики, проводимой в России.
  • Знать и уметь обосновать роль фискальной политики в системе управления экономикой. Знать особенности российской бюджетной системы, потенциальных источников повышения доходной части бюджета и его основные статьи расходов. Знать основные направления фискальной политики за последнее пятилетие.
  • Знать и уметь объяснять роль монетарно политики в системе управления экономикой, различать инструменты кредитно-денежной политики в зависимости от выбранной конечной цели, к которой стремится ЦБ РФ, уметь объяснять связь финансового и реального сектора экономики.

Ключевые результаты

2023/2024 учебный год 

В 3–4 модулях 2023–2024 учебного года был реализован курс «Российская экономика – 1». В 1–2 модулях 2024–2025 учебного года будет реализован курс «Российская – экономика – 2».

Учебный курс «Российская экономика – 1»

2024/2025 учебный год 

Учебный курс «Российская экономика – 1»

Учебный курс «Российская экономика – 2»

События образовательной программы

В мае-июне 2024 года в рамках курса «Российская экономика – 1» были проведены лекции для студентов по теме «Экономическая политика в России» с участием приглашенных лекторов:

  • 28 мая с докладом «Денежно кредитная политика в России: теория и практика» выступила советник Председателя ЦБ РФ, Ксения Валентиновна Юдаева.
  • 11 июня Александр Александрович Широв, директор ИНП РАН, прочитал студентам лекцию «Антисанкционная политика России».
  • 14 июня, заместитель Министра экономического развития, Полина Викторовна Крючкова, в рамках доклада «Российская экономика: шоки и их преодоление» познакомила студентов с особенностями экономической политики в России в периоды кризисов 2020–2022 гг.